. Пройти демо-версию теста
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОсновное преимущество данной методики Бизнес-Профиль - ее комплексность. Совмещение личностного, мотивационного и интеллектуального тестов дает не только возможность всесторонней диагностики респондента, но и позволяет делать дополнительные прогнозы на основе комбинации результатов по отдельным факторам. Таким образом, комплекс совмещает:
Тест ориентирован на лиц с высшим образованием, занимающих или претендующих на позиции квалифицированных исполнителей или менеджеров. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ
|
Комплекс Бизнес-Профиль состоит из трех основных блоков:
Пример задания для блока "Личность" (тест 11ЛФ)
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени. Выполнение интеллектуального блока ограничено временем как на отдельные задания (от 50 до 70 сек. на вопрос), так и на тематические шкалы (от 5 до 7 минут на шкалу). Общее время тестирования по методике «Бизнес-профиль» составляет 60-80 минут. Возможности бланкового и поблочного тестирования отсутствуют.
В данной методике реализовано четыре вида представления результатов тестирования: "Бизнес-отчет", два варианта "Проф-отчета" (классическая пошкальная интерпретация для специалиста и для респондента) и "Отчет по компетенциям".
Отчет включает в себя следующую информацию:
1. Профессиональный потенциал - общие сферы труда и конкретные виды деятельности, к которым стоит подключать респондента, а также виды деятельности, которые человеку не рекомендуются.
Данная информация представлена в виде графического профиля и снабжена текстовыми интерпретациями.
2. Стиль менеджмента - описание стиля руководства, присущего данному респонденту (а также указание на несвойственные ему стили):
3. Прогноз поведения в команде - наиболее свойственные респонденту командные роли и прогноз конфликтности с описанием моделей поведения в ситуации конфликта.
Блок «Прогноз конфликтности» оценивает потенциальную конфликтность респондента (в трех градациях: низкая / средняя / высокая), а также описание типичного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Блок «Командные роли» оценивает степень сходства респондента с девятью основными командными ролями (по теории Р.М. Белбина). Описание командных ролей:
Генератор идей
Исследователь ресурсов
Специалист
Аналитик
Координатор
Мотиватор
Душа команды
Реализатор
Контролер
4. Мотивация - перечень мотивирующих и демотивирующих факторов для респондента.
При выборе обработки "Отчет по компетенциям" программа предлагает аналитические выводы о выраженности потенциала респондента для проявления им базовых 11 компетенций. В данном случае речь идет о наиболее универсальных компетенциях - факторах поведения, которые значимы для эффективной работы в самых разных организациях и на самых разных позициях.
Информация о каждой компетенции содержит не только текстовое описание уровня ее выраженности, но и перечни психологических качеств, помогающих и препятствующих ее проявлению в поведении.
При выборе обработки "Проф-отчет" отчет представляет собой исчерпывающую информацию о респонденте по трем блокам: «Мотивация», «Структура интеллекта» и «Личность», а также списки профессий, наиболее близких респонденту.
Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
Возможен выбор интерпретации:
Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом респондента. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких респонденту профессий с соответствующими коэффициентами сходства.
Тест создан на основе субтестов, хорошо зарекомендовавших себя при измерении параметров мотивационной сферы, личности, интеллекта. Комплекс Бизнес-Профиль создан в 2007 г. группой разработчиков Лаборатории "Гуманитарные Технололгии". Данная методика является модификацией известной тестовой батареи "Профконсультант" © 2001-2007 "Гуманитарные технологии", разработанной под руководством А.Г. Шмелева .
Альтернативная обработка и структура бизнес-интерпретаций для методики разработана в 2007 году О. Н. Ивановой с участием Т. А. Пресновой и А. В. Горбачева . При разработке структуры отчета авторы опирались на наиболее частые запросы практики и максимальное использование потенциала комплексного тестирования.
В данной методике шкалы, относящиеся к "Проф-отчету" являются психометрическими, а шкалы и выводы "Бизнес-отчета" - экспертными (базируются на разработанной специалистами Лаборатории модели связи базовых психометрических шкал с прогнозом профессиональной успешности и стилевых характеристик респондента).
Четвертая версия методики была выпущена в 2010 г. Основное ее отличие от предыдущих версий:
1) диагностика факторов интеллекта осуществляется с помощью версии методики с расширенным (троекратным) банком заданий, что значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах и позволяет применять данный тест для проведения массовых обследований в организации и при повторном тестировании респондента;
2) диагностика личностных факторов осуществляется более краткой и при этом более защищенной от социальной желательности версией методики «Большая пятерка».
Пятая версия теста выпущена в 2011г. В ее состав включен тест ТИПС-9 , в котором шкала "Зрительная логика" заменена двумя новыми шкалами "Пространственное мышление" и "Невербальная логика".
Текущая (шестая) версия теста выпущена в 2012г. Вместо теста "Большая пятерка " в личностном блоке установлен тест "11ЛФ ". Данная методика позволяет воссоздать профиль личности, состоящий из 11 факторов, профиль той степени детализации, которая является наиболее удобной и адекватной практике оценки персонала и нуждам психодиагностики. За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования и защита от искажений результатов по причине социальной желательности. Также в 2012 году в методику добавлена возможность вывода "Отчета по компетенциям".
В 2013 году улучшен алгоритм вывода отчета по компетенциям, а также произведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - респонденты, проходившие тестирование в ситуации экспертизы в различных компаниях (средние и крупные компании, государственный и коммерческий сектор различного профиля). Объем выборки - более 3000 человек.
Идеальные профили профессий получены методом экспертного шкалирования (согласованность экспертов = 0,64-0,74 для различных групп профессий). В составлении профилей приняли участие психологи-профконсультанты: Лукьянова Е.О., Иванова О.Н. , Балаян С.К., Мухина А.А., Миневич М.С., Высоцкий В.Б.
Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.
Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):
Шкала теста | Альфа | Шкала теста | Среднее значение корреляции вопросов со шкалой* | Шкала теста | Альфа |
интерес к процессу | 0,60 | вычисления | 0,35 | общительность | 0,61 |
творчество | 0,76 | лексика | 0,39 | активность | 0,58 |
помощь людям | 0,75 | эрудиция | 0,42 | дружелюбие | 0,60 |
служение обществу | 0,79 | пространственное мышление | 0,35 | конформизм | 0,44 |
общение | 0,62 | невербальная логика | 0,33 | моральность | 0,60 |
включенность в команду | 0,64 | вербальная логика | 0,37 | организованность | 0,57 |
признание | 0,75 | обработка информации | 0,41 | уравновешенность | 0,56 |
руководство | 0,82 | нечувствительность | 0,59 | ||
деньги | 0,83 | любознательность | 0,50 | ||
связи | 0,79 | оригинальность | 0,48 | ||
здоровье | 0,88 | абстрактность | 0,46 | ||
традиции | 0,81 |
|
*При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,11 на уровне p<=0,05.
Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов и личностных качеств. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:
Шкала теста | Коэф. (36 человек) | Шкала теста | Коэф. (318 человек) |
интерес к процессу | 0,42 | общительность | 0,57 |
творчество | 0,57 | активность | 0,38 |
помощь людям | 0,72 | дружелюбие | 0,30 |
служение обществу | 0,69 | конформизм | 0,33 |
общение | 0,37 | моральность | 0,39 |
включенность в команду | 0,54 | организованность | 0,33 |
признание | 0,59 | уравновешенность | 0,43 |
руководство | 0,63 | нечувствительность | 0,41 |
деньги | 0,73 | любознательность | 0,23 |
связи | 0,81 | оригинальность | 0,30 |
традиции | 0,49 |
|
|
Внешняя (экспертная) валидность отчета по компетенциям измерялась путем экспертного исследования, в котором были задействованы 5 экспертов и 15 респондентов. Процедура исследования была следующей: эксперты (люди, хорошо владеющие методикой Бизнес-Профиль), должны были на основании результатов респондентов по первичным шкалам теста (мотивация, интеллект и личность) выставить свои оценки респондентам по 11 компетенциям. Далее проверялась согласованность мнений экспертов – по всем 11 компетенциям согласованность была выше необходимого уровня (более 0,8).
Далее полученные экспертные оценки по компетенциям сравнивались с результатами по компетенциям, которые получались по итогам расчета методики Бизнес–Профиль ("отчет по компетенциям"). Для сравнения был выработан коэффициент согласованности теста и экспертов, который варьировался от 0 до 1 и включал в себя усредненный показатель корреляции экспертных оценок с тестовыми, а также степень удаленности оценок экспертов и теста.
Средний коэффициент согласованности, которые может отражать конкурентную экспертную валидность теста, составил 0,87, что является достаточно высоким показателем совпадения экспертных и тестовых оценок. Таким образом, тест Бизнес-Профиль может выступать инструментом, который по своей согласованности не уступает оценкам опытных экспертов, но более выгоден для применения с точки зрения затрат на оценку.
Компетенция | Коэф. согласованности (15 случаев) |
Лидерство | 0,85 |
Мотивация достижений | 0,88 |
Стрессоустойчивость | 0,91 |
Ориентация на клиента | 0,87 |
Коммуникабельность | 0,87 |
Командность | 0,93 |
Организованность | 0,84 |
Лояльность | 0,90 |
Гибкость | 0,76 |
Комплексный анализ проблем | 0,87 |
Ориентация на развитие | 0,89 |
Среднее | 0,87 |
Тест "Бизнес-профиль" — это комплексный психологический анализ вашего потенциала. Тестирование проходит онлайн в течение 60 — 90 минут.
Тест будет полезен тем, кто хочет разобраться в себе, разложить по полочкам свои сильные стороны и ценности. Важно пройти тест, если вы хотите понять, как вам развиваться дальше, планируете выбрать профессию или сменить вид профессиональной деятельности.
Благодаря тесту вы сможете оценить ваши личностные качества, интеллектуальные способности и мотивацию, получите прогноз успешности к определённым профессиям.
В ходе тестирования измеряется значимость 12 мотивов к профессиональной деятельности. Вы ответите на вопросы: "Что для меня важно в работе?" и "Что меня вдохновляет?"
Вы узнаете все о своих интеллектуальных способностях. Тест содержит 7 шкал для оценки факторов умственной деятельности с расчётом общего балла по интеллекту.
Вы сможете определить свои личностные качества: вы замкнутый или общительный человек, импульсивный или организованный и др.
Для тестирования вам понадобится компьютер с экраном шириной не менее 20 см и подключением к Интернету.
Тест необходимо проходить в тишине, в спокойной комфортной обстановке.
Также нужен калькулятор, ручка и бумага.
Всё просто.
В целях совершенствования системы управления кадровым потенциалом, а также методов оценки и развития персонала ОАО "РЖД":
1. Утвердить Методические рекомендации по применению методов оценки работников в ОАО "РЖД" (далее - Рекомендации).
2. Руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение и применение причастными работниками Рекомендаций, организовать работу по дальнейшему их использованию с учетом своей специфики, технических возможностей и стратегических задач.
3. С целью оптимизации затрат на командировочные расходы руководителям структурных подразделений филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", расположенных на полигонах железных дорог, представить заместителям начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам предложения по объему и организации тестирования на 2014 год.
4. Заместителям начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам провести совещания и представить в Департамент управления персоналом до 25 апреля 2014 г. предложения по объемам, организации, мониторингу и методическому сопровождению тестирования на полигоне железной дороги.
5. Начальникам железных дорог, руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", имеющим структурные подразделения на полигонах железных дорог, представить в Департамент управления персоналом до 30 апреля 2014 г. список работников, ответственных за организацию и проведение тестирования по методикам "Бизнес IQ" и "Бизнес-Профиль РЖД", для его согласования.
6. Заместителям начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам обеспечить с привлечением Дорожных центров оценки, мониторинга персонала и молодежной политики до 26 мая 2014 г. обучение согласованных работников проведению тестирования и в дальнейшем оказывать методическую поддержку.
7. Директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю. оказать содействие в техническом обеспечении проведения тестирования.
8. Персональный контроль за корректным применением инструментов оценки персонала и принимаемыми на их основе решениями возлагается на заместителей руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" по кадрам и социальным вопросам.
9. Общий контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления персоналом Награльяна А.А.
Вице-президент ОАО "РЖД"
Д.С.Шаханов
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 24.03.2014 г. N 735р
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по применению методов оценки работников в ОАО "РЖД" (далее - Рекомендации) определяют принципы и сферы применения данных инструментов для оценки деловых качеств работников ОАО "РЖД" и сформированы в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 г. (распоряжение ОАО "РЖД" от 31 августа 2009 г. N 1819р в редакции распоряжения ОАО "РЖД" от 6 августа 2012 г. N 1598р).
2. Рекомендации предназначены для определения целевых задач, формирования планов по оценке работников ОАО "РЖД" и качественной организации выполнения данных планов руководителями и специалистами подразделений по управлению персоналом ОАО "РЖД".
3. Для определения уровня развития корпоративных компетенций и деловых качеств работников, а также для стандартизации критериев и подходов разработаны единые формы оценки персонала.
4. В ОАО "РЖД" с 2010 года поэтапно введены в использование следующие инструменты оценки:
ассессмент-центр;
оценочная конференция;
тест "Бизнес IQ";
тест "Бизнес-Профиль РЖД";
оценка методом 360 градусов.
5. Разработка данных инструментов оценки, а также методическое сопровождение их внедрения и мониторинг использования осуществляется Департаментом управления персоналом совместно с АНО "Корпоративный университет ОАО "РЖД" (далее - Корпоративный университет). На полигонах железных дорог функция мониторинга и методического сопровождения реализуется Центрами оценки, мониторинга персонала и молодежной политики (далее - ДЦОМП).
6. Внедрение иных методик и технологий оценки личностных, деловых качеств и навыков работников ОАО "РЖД" должно осуществляться по согласованию с Департаментом управления персоналом.
7. Организация и проведение оценки для работников номенклатуры ОАО "РЖД" осуществляется в Корпоративном университете, номенклатуры руководителя филиала ОАО "РЖД" - в ДЦОМП, для работников иных категорий персонала - работниками подразделений по управлению персоналом филиалов ОАО "РЖД".
8. Проведение тестирования осуществляется на базе Системы дистанционного обучения Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" и в рамках системы Единых корпоративных требований ОАО "РЖД" на портале ЕК АСУТР по мере ее внедрения.
II. Основные принципы использования инструментов оценки
9. Оценка корпоративных компетенций работников компании производится для достижения следующих целей:
принятие решений о назначении и ротации работников;
отбор кандидатов в единый кадровый резерв;
определение приоритетов обучения и развития работников.
10. Инструменты оценки применяются к работникам в соответствии с уровнем их должности (приложение), определенным в Модели корпоративных компетенций.
11. Результаты оценки являются информацией, способствующей более точному принятию кадровых решений наряду с выводами по профессиональным компетенциям, личностному и профессиональному потенциалу, результативности деятельности и опыту работы.
12. Не рекомендуется проведение оценочных мероприятий без обоснованной необходимости или с целью осуществления последующих мер административного воздействия, так как это оказывает демотивирующее влияние на работников компании и может нанести ущерб имиджу и бренду ОАО "РЖД" как работодателя.
13. Результаты оценочных процедур носят конфиденциальный характер. Данные хранятся в системе ЕК АСУТР и в электронном виде (базы данных, индивидуальные отчеты), доступ к которым определяется в установленном ОАО "РЖД" порядке.
III. Применение ассессмент-центра
14. Ассессмент-центр - специально организованная процедура оценки корпоративных компетенций работников (в группах 6-10 чел.), включающая в себя различные методы оценки (деловые игры, тесты и интервью), дополняющие друг друга.
Ассессмент-центр выявляет сильные стороны и риски, связанные с личной и управленческой эффективностью руководителя (ответственность, навыки работы с людьми, принятия решений, лидерства и т.д.).
15. Ассессмент-центр проводится работниками Корпоративного университета и ДЦОМП, прошедшими обучение в Корпоративном университете по применению технологии оценки персонала методом ассессмент-центр.
16. Ассессмент-центр используется:
при подборе кандидатов для назначения на должности руководителей 1 и 2 уровня должностей;
при отборе в единый кадровый резерв руководителей 1 и 2 уровня должностей;
при определении приоритетов развития руководителей 1 и 2 уровня должностей.
17. Проведение оценки методом ассессмент-центр рекомендуется не чаще, чем 1 раз в 3 года.
18. По результатам прохождения ассессмент-центра нецелесообразно принятие положительных решений о назначении работников, направлении на дорогостоящее обучение, стажировке и т.д. при наличии оценок 0,5 балла и среднем значении ниже 1,0 балла по причине возрастающей вероятности низкой или недостаточной эффективности деятельности и обучения.
IV. Применение оценочной конференции
19. Оценочная конференция - масштабное мероприятие (в группах от 20 до 100 чел.) на основе деловых игр, бизнес-симуляции, в ходе которого оцениваются корпоративные компетенции или отдельные деловые качества, проявляющиеся в поведении.
Результаты оценочной конференции могут быть представлены в двух вариантах: в виде рейтинга, в котором выделяются группы участников с высокими, средними и низкими результатами; в виде оценок по компетенциям с комментариями.
Глубина и точность результатов в оценочной конференции ниже, чем при оценке методом ассессмент-центр. Не рекомендуется прямое отождествление результатов данных методик.
20. Оценочная конференция проводится работниками Корпоративного университета, ДЦОМП и другими работниками, прошедшими обучение в Корпоративном университете по применению технологии оценки персонала методом ассессмент-центр.
21. Оценочная конференция используется:
при отборе в единый кадровый резерв руководителей 3 уровня должностей;
при отборе в молодежный резерв руководителей и специалистов всех уровней должностей;
при отборе наиболее перспективных работников и их развития для решения актуальных задач.
22. Участие работников в оценочной конференции не рекомендуется чаще, чем 1 раз в 2 года.
23. По результатам участия в оценочной конференции нецелесообразно принятие положительных решений о назначении работников, направлении их на дорогостоящее обучение, в зарубежные стажировки и т.д. при наличии оценок 0,5 балла и среднем значении ниже 1,0 балла по причине возрастающей вероятности недостаточной эффективности деятельности и обучения.
V. Применение теста "Бизнес IQ"
24. Тест "Бизнес IQ" оценивает интеллектуальный потенциал работника и его способность работать с различного рода информацией.
Результаты теста являются одним из источников прогнозирования эффективности работы с информацией и обучаемости в аспекте потенциальной способности работника к освоению новых знаний и навыков.
25. Тест "Бизнес IQ" проводят работники Корпоративного университета, ДЦОМП и иные работники подразделений по управлению персоналом, согласованные Департаментом управления персоналом и прошедшие обучение по применению данного теста.
Прохождение теста "Бизнес IQ" работниками должно производиться при обязательном присутствии ответственного за тестирование специалиста.
26. При организации тестирования следует избегать таких мешающих проведению тестирования факторов, как повышенная утомленность работника, сниженное психо-эмоциональное состояние, отвлечение работника посторонними шумами.
27. Тест используется:
при подборе кандидатов для назначения на должности руководителей 1, 2 и 3 уровней должностей;
при отборе в резерв корпоративного развития, базовый кадровый резерв и молодежный резерв руководителей и специалистов всех уровней должностей;
при проведении комплексных оценочных мероприятий как один из инструментов оценки (например, в рамках системы единых корпоративных требований);
при направлении руководителей и специалистов всех уровней должностей на дорогостоящее обучение/стажировку.
28. Проведение оценки с использованием теста "Бизнес IQ" не рекомендуется чаще, чем 1 раз в год.
29. Нецелесообразно принимать положительные решения по работникам, результат прохождения теста "Бизнес IQ" которых ниже 3,5 балла по причине возрастающей вероятности недостаточной эффективности в работе с информацией.
VI. Применение теста "Бизнес-Профиль РЖД"
30. Тест "Бизнес-Профиль РЖД" - методика комплексной диагностики психологических и личностно-деловых качеств сотрудника в проекции на корпоративные компетенции.
Результаты теста определяют уровень развития корпоративных компетенций работника и прогнозируют успешность его управленческой деятельности.
Прямое отождествление результатов тестирования с результатами других методик может привести к некорректным выводам.
31. Тест основан на ипсативной модели построения тестирования, когда респонденту приходится делать "вынужденный выбор" между наиболее и наименее характерными для него аспектами поведения среди перечисленных. Такой подход считается более эффективным для предотвращения фальсификаций или установок на социальную желательность ответа.
32. Тест "Бизнес-Профиль РЖД" проводят работники Корпоративного университета, ДЦОМП и иные работники подразделений по управлению персоналом, согласованные Департаментом управления персоналом и прошедшие обучение по применению данного теста.
Допускается прохождение работником теста "Бизнес-Профиль РЖД" на своем рабочем месте при условии проведенного ответственным работником предварительного инструктажа.
33. Тест используется:
при подборе кандидатов на назначение на должности руководителей 2 и 3 уровня должностей;
при отборе в базовый резерв руководителей 2 и 3 уровня должностей и работников в молодежный резерв;
при проведении комплексных оценочных мероприятий как один из инструментов оценки (например, в рамках системы единых корпоративных требований);
при отборе перспективных молодых специалистов и планировании их дальнейшего развития;
при приеме на работу молодых специалистов;
при направлении руководителей и специалистов 2, 3 и 4 уровней должностей на обучение, стажировку;
при оценке персонала для решения актуальных задач.
34. Наиболее эффективно применение данного теста для отбора работников с высокими и низкими результатами. Для более точной дифференциации рекомендуется сочетание тестирования с собеседованием или иными методами оценки, например, оценкой методом 360 градусов.
35. Проведение оценки с использованием теста "Бизнес-Профиль РЖД" осуществляется не чаще, чем 1 раз в год.
36. По результатам прохождения теста "Бизнес-Профиль РЖД" целесообразно проведение дополнительного собеседования с работниками, имеющими оценки 0,5 балла по двум и более компетенциям по причине возрастающей вероятности недостаточной эффективности деятельности.
VII. Применение оценки методом 360 градусов
37. Метод 360 градусов - форма оценки на основе опроса мнений референтных (значимых) лиц из рабочего окружения человека об уровне развития у него корпоративных компетенций.
Результаты тестирования отражают мнение значимого окружения о степени развития корпоративных компетенций работника и имеют более высокие значения, чем при оценке независимыми экспертами или автоматизированными инструментами.
Нецелесообразно прямое отождествление результатов тестирования с результатами других методик.
38. Проведение оценки методом 360 градусов организуется и контролируется работниками подразделений по управлению персоналом при методическом сопровождении работниками ДЦОМП.
39. Метод используется:
при проведении комплексных оценочных мероприятий как один из инструментов оценки (например, в рамках системы единых корпоративных требований) для всех уровней должностей;
при планировании мероприятий по развитию работников (формирование индивидуальных планов развития, планирование развития корпоративных компетенций, подготовка к проведению аттестаций).
40. Проведение оценки методом 360 градусов нецелесообразно осуществлять чаще, чем 1 раз в 6 месяцев.
Начальник Департамента
управления персоналом
А.А.Награльян
Приложение
Уровни должностей в Модели корпоративных компетенций
ОАО "РЖД"
Уровень │
должностей │ Состав групп
│- президент ОАО "РЖД"
│- вице-президенты ОАО "РЖД"
│- главный бухгалтер ОАО "РЖД"
│- руководители и заместители руководителей
│подразделений аппарата управления ОАО "РЖД"
│- руководители и заместители руководителей филиалов и
│структурных подразделений ОАО "РЖД", ДЗО
Уровень 1 │- руководители и заместители руководителей структурных
│(в том числе и региональные) подразделений филиалов ОАО
│"РЖД", ДЗО
│- руководители служб (управлений, сам. отделов)
│филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД", ДЗО
│- руководители и заместители руководителей региональных
│центров структурных подразделений и подразделений
│аппарата управления ОАО "РЖД"
─────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────
│(секторов) подразделений аппарата управления ОАО "РЖД"
│- заместители руководителей служб (управлений, сам.
│отделов) филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД",
│ДЗО
│- руководители и заместители руководителей отделов
Уровень 2 │(секторов) филиалов, структурных подразделений ОАО
│"РЖД", ДЗО
│- руководители и заместители руководителей отделов
│(секторов) структурных подразделений филиалов ОАО
│"РЖД", ДЗО
│- руководители и заместители руководителей структурных
│подразделений структурных подразделений филиалов ОАО
│"РЖД" (линейные предприятия)
─────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────
│- руководители и заместители руководителей отделов
| |
ОПИСАНИЕ ТЕСТАТест позволяет оценить интеллектуальный коэффициент (IQ). В его основе задания, максимально приближенные к реальным задачам сотрудников современных организаций. Подобно методикам Д. Вексера или Р. Амтхауэра, он дает возможность построить интеллектуальный профиль респондента, соотнести степень развития отдельных умственных способностей. Использование расширенного банка заданий значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах, что позволяет применять BusinessIQ для проведения массовых обследований в организации. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ
СТРУКТУРА МЕТОДИКИДанная версия теста состоит из 289 заданий, основанных на бизнес-материале и в определенной степени повторяющих реальные задачи, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе. Респонденту предъявляется 84 задания (из общего банка в 289). В каждом задании респонденту необходимо из 4-х предложенных вариантов ответа выбрать один правильный. |
Пример (аналог) тестового задания для теста BusinessIQ (блок "Вычисления")
ДЕМОВЕРСИЯ . Больше примеров заданий теста BusinessIQ для разных шкал Вы можете увидеть . Обратите внимание: по ссылке расположен не тест, а лишь примеры заданий для ознакомления с процедурой тестирования - Ваши ответы нигде не учитываются и не подсчитывается результат. Представленных в открытом доступе заданий нет в реальном тесте BusinessIQ- они являются лишь аналогами существующих.
Методика оценивает следующие интеллектуальные способности
Время на выполнение заданий теста ограничено - от 1,5 до 3 минут на одно задание, в зависимости от шкалы теста. Среднее время тестирования - около 1,5 часов.
Внимание! В процессе тестирования вычислительных способностей респонденту запрещается пользоваться калькулятором. Специфика диагностики такой функции, как память, требует организационного контроля за процессом тестирования в соответствующем блоке во избежание искажений результатов со стороны респондента (запрещается использовать бумагу, ручку, электронные записные книжки и т.д.). В блоке диагностики способности к абстрактной логике (заключительный блок тестирования) респонденту, напротив, разрешается пользоваться бумагой и ручкой.
Существует два варианта отчета:
бизнес-отчет ;
для респондента (мягкая обратная связь).
Каждый из них состоит из:
Настоящая версия теста BusinessIQ была создана в 2009-2010гг. коллективом авторов Лаборатории "Гуманитарные Технологии": Алтуховым В. В. , Белорусцем А. С. , Ивановой О. Н. , Пресновой Т. А. под научным руководством проф. Шмелева А. Г. В первую очередь, перед авторами стояла задача создать тест на основе нового типа заданий, максимально приближенных по своему содержанию к реальной интеллектуальной деятельности сотрудников современных организаций.
Методика BusinessIQявляется наследником инструментов, подтвердивших свою работоспособность в многолетней практике Лаборатории (это тесты интеллекта ТИПС , ТИП, КТО), и разрешает проблему faсe validity своих предшественников. Кроме того, в данную методику добавлена шкала "Память".
Исследовательская версия теста включала в себя 148 заданий и была апробирована в нескольких коммерческих организациях, а также на курсе выпускников менеджерского факультета. Мы хотим поблагодарить за помощь в сборе исследовательских данных:
Итоговое исследование внутренней согласованности шкал и подсчет тестовых норм были проведены на выборке из 411 человек. Характеристики выборки:
Оценка надежности-устойчивости теста производилась с помощью проведения повторного тестирования. Корреляция между результатами для надежного теста должна быть больше 0,5 (при p=0.05).
Обучение работе с тестовой методикой доступно в виде дистанционного курса. Также возможно индивидуальное (или в малых группах) очное обучение по программе индивидуального сопровождения пользователя. Разработано методическое пособие, которое поставляется бесплатно всем пользователям теста.
. Пройти демо-версию теста
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОсновное преимущество данной методики Бизнес-Профиль - ее комплексность. Совмещение личностного, мотивационного и интеллектуального тестов дает не только возможность всесторонней диагностики респондента, но и позволяет делать дополнительные прогнозы на основе комбинации результатов по отдельным факторам. Таким образом, комплекс совмещает:
Тест ориентирован на лиц с высшим образованием, занимающих или претендующих на позиции квалифицированных исполнителей или менеджеров. ТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ
|
Комплекс Бизнес-Профиль состоит из трех основных блоков:
Пример задания для блока "Личность" (тест 11ЛФ)
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени. Выполнение интеллектуального блока ограничено временем как на отдельные задания (от 50 до 70 сек. на вопрос), так и на тематические шкалы (от 5 до 7 минут на шкалу). Общее время тестирования по методике «Бизнес-профиль» составляет 60-80 минут. Возможности бланкового и поблочного тестирования отсутствуют.
В данной методике реализовано четыре вида представления результатов тестирования: "Бизнес-отчет", два варианта "Проф-отчета" (классическая пошкальная интерпретация для специалиста и для респондента) и "Отчет по компетенциям".
Отчет включает в себя следующую информацию:
1. Профессиональный потенциал - общие сферы труда и конкретные виды деятельности, к которым стоит подключать респондента, а также виды деятельности, которые человеку не рекомендуются.
Данная информация представлена в виде графического профиля и снабжена текстовыми интерпретациями.
2. Стиль менеджмента - описание стиля руководства, присущего данному респонденту (а также указание на несвойственные ему стили):
3. Прогноз поведения в команде - наиболее свойственные респонденту командные роли и прогноз конфликтности с описанием моделей поведения в ситуации конфликта.
Блок «Прогноз конфликтности» оценивает потенциальную конфликтность респондента (в трех градациях: низкая / средняя / высокая), а также описание типичного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Блок «Командные роли» оценивает степень сходства респондента с девятью основными командными ролями (по теории Р.М. Белбина). Описание командных ролей:
Генератор идей
Исследователь ресурсов
Специалист
Аналитик
Координатор
Мотиватор
Душа команды
Реализатор
Контролер
4. Мотивация - перечень мотивирующих и демотивирующих факторов для респондента.
При выборе обработки "Отчет по компетенциям" программа предлагает аналитические выводы о выраженности потенциала респондента для проявления им базовых 11 компетенций. В данном случае речь идет о наиболее универсальных компетенциях - факторах поведения, которые значимы для эффективной работы в самых разных организациях и на самых разных позициях.
Информация о каждой компетенции содержит не только текстовое описание уровня ее выраженности, но и перечни психологических качеств, помогающих и препятствующих ее проявлению в поведении.
При выборе обработки "Проф-отчет" отчет представляет собой исчерпывающую информацию о респонденте по трем блокам: «Мотивация», «Структура интеллекта» и «Личность», а также списки профессий, наиболее близких респонденту.
Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
Возможен выбор интерпретации:
Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом респондента. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких респонденту профессий с соответствующими коэффициентами сходства.
Тест создан на основе субтестов, хорошо зарекомендовавших себя при измерении параметров мотивационной сферы, личности, интеллекта. Комплекс Бизнес-Профиль создан в 2007 г. группой разработчиков Лаборатории "Гуманитарные Технололгии". Данная методика является модификацией известной тестовой батареи "Профконсультант" © 2001-2007 "Гуманитарные технологии", разработанной под руководством А.Г. Шмелева .
Альтернативная обработка и структура бизнес-интерпретаций для методики разработана в 2007 году О. Н. Ивановой с участием Т. А. Пресновой и А. В. Горбачева . При разработке структуры отчета авторы опирались на наиболее частые запросы практики и максимальное использование потенциала комплексного тестирования.
В данной методике шкалы, относящиеся к "Проф-отчету" являются психометрическими, а шкалы и выводы "Бизнес-отчета" - экспертными (базируются на разработанной специалистами Лаборатории модели связи базовых психометрических шкал с прогнозом профессиональной успешности и стилевых характеристик респондента).
Четвертая версия методики была выпущена в 2010 г. Основное ее отличие от предыдущих версий:
1) диагностика факторов интеллекта осуществляется с помощью версии методики с расширенным (троекратным) банком заданий, что значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах и позволяет применять данный тест для проведения массовых обследований в организации и при повторном тестировании респондента;
2) диагностика личностных факторов осуществляется более краткой и при этом более защищенной от социальной желательности версией методики «Большая пятерка».
Пятая версия теста выпущена в 2011г. В ее состав включен тест ТИПС-9 , в котором шкала "Зрительная логика" заменена двумя новыми шкалами "Пространственное мышление" и "Невербальная логика".
Текущая (шестая) версия теста выпущена в 2012г. Вместо теста "Большая пятерка " в личностном блоке установлен тест "11ЛФ ". Данная методика позволяет воссоздать профиль личности, состоящий из 11 факторов, профиль той степени детализации, которая является наиболее удобной и адекватной практике оценки персонала и нуждам психодиагностики. За счет применения ипсативной технологии достигается максимальная экономия времени тестирования и защита от искажений результатов по причине социальной желательности. Также в 2012 году в методику добавлена возможность вывода "Отчета по компетенциям".
В 2013 году улучшен алгоритм вывода отчета по компетенциям, а также произведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - респонденты, проходившие тестирование в ситуации экспертизы в различных компаниях (средние и крупные компании, государственный и коммерческий сектор различного профиля). Объем выборки - более 3000 человек.
Идеальные профили профессий получены методом экспертного шкалирования (согласованность экспертов = 0,64-0,74 для различных групп профессий). В составлении профилей приняли участие психологи-профконсультанты: Лукьянова Е.О., Иванова О.Н. , Балаян С.К., Мухина А.А., Миневич М.С., Высоцкий В.Б.
Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.
Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):
Шкала теста | Альфа | Шкала теста | Среднее значение корреляции вопросов со шкалой* | Шкала теста | Альфа |
интерес к процессу | 0,60 | вычисления | 0,35 | общительность | 0,61 |
творчество | 0,76 | лексика | 0,39 | активность | 0,58 |
помощь людям | 0,75 | эрудиция | 0,42 | дружелюбие | 0,60 |
служение обществу | 0,79 | пространственное мышление | 0,35 | конформизм | 0,44 |
общение | 0,62 | невербальная логика | 0,33 | моральность | 0,60 |
включенность в команду | 0,64 | вербальная логика | 0,37 | организованность | 0,57 |
признание | 0,75 | обработка информации | 0,41 | уравновешенность | 0,56 |
руководство | 0,82 | нечувствительность | 0,59 | ||
деньги | 0,83 | любознательность | 0,50 | ||
связи | 0,79 | оригинальность | 0,48 | ||
здоровье | 0,88 | абстрактность | 0,46 | ||
традиции | 0,81 |
|
*При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,11 на уровне p<=0,05.
Внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов и личностных качеств. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:
Шкала теста | Коэф. (36 человек) | Шкала теста | Коэф. (318 человек) |
интерес к процессу | 0,42 | общительность | 0,57 |
творчество | 0,57 | активность | 0,38 |
помощь людям | 0,72 | дружелюбие | 0,30 |
служение обществу | 0,69 | конформизм | 0,33 |
общение | 0,37 | моральность | 0,39 |
включенность в команду | 0,54 | организованность | 0,33 |
признание | 0,59 | уравновешенность | 0,43 |
руководство | 0,63 | нечувствительность | 0,41 |
деньги | 0,73 | любознательность | 0,23 |
связи | 0,81 | оригинальность | 0,30 |
традиции | 0,49 |
|
|
Внешняя (экспертная) валидность отчета по компетенциям измерялась путем экспертного исследования, в котором были задействованы 5 экспертов и 15 респондентов. Процедура исследования была следующей: эксперты (люди, хорошо владеющие методикой Бизнес-Профиль), должны были на основании результатов респондентов по первичным шкалам теста (мотивация, интеллект и личность) выставить свои оценки респондентам по 11 компетенциям. Далее проверялась согласованность мнений экспертов – по всем 11 компетенциям согласованность была выше необходимого уровня (более 0,8).
Далее полученные экспертные оценки по компетенциям сравнивались с результатами по компетенциям, которые получались по итогам расчета методики Бизнес–Профиль ("отчет по компетенциям"). Для сравнения был выработан коэффициент согласованности теста и экспертов, который варьировался от 0 до 1 и включал в себя усредненный показатель корреляции экспертных оценок с тестовыми, а также степень удаленности оценок экспертов и теста.
Средний коэффициент согласованности, которые может отражать конкурентную экспертную валидность теста, составил 0,87, что является достаточно высоким показателем совпадения экспертных и тестовых оценок. Таким образом, тест Бизнес-Профиль может выступать инструментом, который по своей согласованности не уступает оценкам опытных экспертов, но более выгоден для применения с точки зрения затрат на оценку.
Компетенция | Коэф. согласованности (15 случаев) |
Лидерство | 0,85 |
Мотивация достижений | 0,88 |
Стрессоустойчивость | 0,91 |
Ориентация на клиента | 0,87 |
Коммуникабельность | 0,87 |
Командность | 0,93 |
Организованность | 0,84 |
Лояльность | 0,90 |
Гибкость | 0,76 |
Комплексный анализ проблем | 0,87 |
Ориентация на развитие | 0,89 |
Среднее | 0,87 |