Школьников обычно воспринимают как детей, а студент – это уже по сути взрослый человек, будущий специалист. И эта перемена статуса влечет за собой серьезное изменение отношения к самому процессу обучения.
В школе детей «учат», прилагая все усилия к тому, чтобы ребенок освоил обязательную для всех программу хотя бы в минимальном объеме, вытягивают «на троечку», проводят воспитательные беседы с родителями и так далее. В университетах и академиях же успешность обучения – личное дело каждого студента. Хочешь учиться – будь отличником и получай повышенную стипендию, не хочешь – отчислим за академическую задолженность (то есть несданные зачеты и экзамены).
Если в школе двойка за год, недопуск до итоговой аттестации или «заваленные» ЕГЭ – это чрезвычайное происшествие, за которое директор учебного заведения будет отвечать в РОНО, то в вузе отчисление – обычное дело, а преподавателей никак не зависит от того, какие оценки будут стоять в экзаменационной ведомости студента.
Неудивительно, что далеко не всем первокурсникам удается в итоге добраться до диплома: в среднем в российских вузах отчисляют около 15% студентов (а на технических специальностях в некоторых учебных заведениях число «вылетевших» может доходить и до 40-50%). При этом большинство приходится на первый год обучения – это, как правило, те студенты, которые не сумели вовремя адаптироваться к новым условиям. А многие школьные отличники в вузах «скатываются» на тройки – по той же причине.
Чтобы успешно сдать первые сессии, начинающему студенту сразу же надо привыкнуть к некоторым особенностям учебы в высшем учебном заведении.
Для того, чтобы справиться с потоком информации и адаптироваться к новым условиям обучения, придется самостоятельно освоить несколько жизненно важных для любого успешного студента навыков.
И еще один важный студенческий навык – это не терять уверенность в себе и не вешать нос после первых же неудач. Да, учеба в университете может оказаться такой напряженной, что «ужасные нагрузки» в одиннадцатом классе покажутся санаторным режимом. Но важно помнить, что человек ко всему привыкает – и ко второму курсу большинство студентов «втягивается» в новый учебный режим и жить становится гораздо проще. Кроме того, не стоит забывать и старую поговорку о том, что сначала студент работает на зачетку, а потом уже зачетка – на студента. И поддержать репутацию успешного студента будет уже гораздо проще, чем создать ее.
Поступив в вуз, не все студенты с одинаковым рвением принимаются за учебу. Качество стараний и количество усилий, приложимых будущими специалистами для постижения новых наук и дисциплин, во многом зависит от того, с какой целью студент поступил в вуз. Если абитуриент поступал в учебное заведение по желанию родителей, «для галочки» или за компанию с друзьями, то мотивация к учебе может быть не слишком высока. Другое дело, если абитуриент тратил недели и месяцы на подготовку к поступлению, мечтал о выбранной специальности задолго до поступления, – в этом случае качество учебы обычно достойное.
Впрочем, на эффективность учебы могут влиять разные факторы. А если результат не радует, самое время задуматься, как можно исправить ситуацию. Рассмотрим несколько советов, благодаря которым даже самый отстающий студент сможет привести в порядок свою зачетку.
1. Определите жизненные и профессиональные цели. Студент, понимающий, что ему дает обучение в университете, какие перспективы обеспечивает хорошая учеба и вовремя сданная сессия, имеет гораздо больше шансов успешно окончить вуз. Кроме того, иногда плохие отметки и нежелание учиться являются следствием неправильно выбранного факультета или учебного заведения.
Вопросы, которые помогут вам оценить свое положение:
- чего я жду от учебы?
- способствует ли обучение по выбранной программе достижению моих профессиональных целей?
- что ценного дает мне мой университет помимо обучения?
- какие возможности для практики и стажировки предлагает мой вуз?
- чем я смогу заниматься после получения диплома?
2. Определите приоритеты в учебе. На каждом курсе есть дисциплины, постижение которых наиболее существенно для формирования профессиональных компетенций, в то время как часть изучаемых предметов входят в общеобразовательную или факультативную часть.
Оцените:
- какие дисциплины наиболее важны с точки зрения профессиональной подготовки?
- каким предметам допустимо уделить меньше внимания без ущерба для качества получаемого образования?
- посещение каких лекций и семинаров является обязательным, а какие можно пропустить без неприятных последствий?
3. Делайте домашние задания, сдавайте проверочные работы вовремя.
Это позволит вам:
- избежать ненужного стресса;
- пользоваться доверием у преподавателей;
- идти в ногу с учебным процессом;
4. Формируйте свое окружение. Очевидно, что обучение в университете обеспечивает огромное количество контактов, новых знакомств и полезных связей.
Выбирайте для общения тех, кто:
- стремится к профессиональной самореализации, находит возможности совмещать учебу с работой по специальности;
- знает все тонкости, как успешно сдать сессию и найти подход к каждому из преподавателей;
- обладает такими качествами, как самодисциплина, целеустремленность, осознанный взгляд на жизнь;
- способен оказать на вас благотворное влияние и послужить положительным примером на протяжении всего периода обучения.
5. Поддерживайте имидж прилежного студента. Не секрет, что часть студентов получает законные «автоматы» на основании хорошей репутации у преподавателя.
Чтобы наладить контакт с педагогом, не стесняйтесь:
- задавать дополнительные вопросы по теме;
- проявлять интерес к изучаемому предмету – желательно искренний;
- активно участвовать в семинарах, практикумах, коллоквиумах;
- изучать дополнительный материал по теме, чтобы потом в уместной ситуации «блеснуть» знаниями, заработав пару баллов к своему рейтингу у преподавателя.
Подбери
программу обучения
Начать
Вы склонны больше к профессиям?
Гуманитарным
Техническим
Какое направление обучения вас интересует?
Колледж
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Бизнес образование
Какой формат обучения вам подходит?
Но что молодые люди ожидают от учебы? Разберемся и развеем существующие мифы о высшем образовании, чтобы никто не тешил себя иллюзиями.
На самом деле, любое время может стать самым счастливым. Мозг устроен так, что забывает плохое и помнит хорошее. Прошлое показывается нам собственной памятью через определенный радужный фильтр. Какое время самое счастливое – зависит только от вас.
Так-то оно так, но свое отношение к студенту преподаватели формируют исходя из посещаемости и активности учащегося. За пропуски и невыполненные задания все равно придется отвечать, и последствия могут быть серьезными. О том, что нужно сделать, чтобы попасть под отчисление , и как этого избежать, читайте в нашем отдельном материале.
Один из распространенных мифов образования. Каждый студент готовит себя сам. Уровень современного образования и образовательные программы в нашей стране таковы, что многому придется учиться на практике.
Например, многие полезные практические навыки люди приобретают уже на рабочем месте. И это нормально. Университет – база, своего рода школа, которая позволяет усвоить эти знания и найти им применение.
Когда-то мы занялись подсчетами и выяснили, какую максимальную стипендию может получать студент и что для этого ему нужно сделать. На самом деле такая стипендия – что-то вроде сферической стипендии в вакууме. Реальной же стипендии едва хватает на еду, и многие студенты вынуждены искать работу.
Работу почти никогда нельзя найти легко и сразу. Особенно, если вы ищете работу по душе. И особенно молодому специалисту, когда во всех вакансиях работодатели требуют наличие опыта от года или двух. Тем не менее все возможно. Как найти работу после универа ;и как заработать студенту – наши материалы в помощь интересующимся.
Допустим, вы целенаправленно поступили на какую-то специальность. Профильные предметы по этой специальности начнут появляться только на 3-4 курсе. До этого студента ждет множество лекций по совершенно далеким от его специальности предметам. Даже если это не интересно, посещать занятия придется.
Во многих зарубежных вузах студенты могут сами выбирать, какие курсы посещать.
Да, это правда. Но нужно держать ухо востро, так как один неверный шаг – и повестка не заставит себя ждать. Если вы все же угодили в переплет, вот несколько полезных советов и способов отсрочки от армии .
Кстати! Для тех, кто находится в критической ситуации: для всех наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы . Курсовая нужна срочно? Не упустите свой шанс!
В американских фильмах студенты обычно едут в колледж, где их ждет безудержный отрыв. Если вы пересмотрели такого кино, мы вас разочаруем: в общагах России все немного не так. Хотя тоже весело.
Вас сначала ждут очереди на общежитие, а потом вахтеры и комендантский час. Хотите подробнее узнать о жизни в общаге – читайте наше отдельное руководство для новичков.
Главный залог успеха – мозги. А диплом – подтверждение того, что они есть. В дипломе может быть написано что угодно, но это не будет значить ровным счетом ничего, если в голове пустота.
А вот и нет! Со специалистами профессионального сервиса помощи студентам любое задание будет вам по плечу, даже если на подготовку осталась одна ночь. Наш девиз: «Нет нерешаемых контрольных». Дерзайте и используйте возможности по максимуму.
В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!
Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.
(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )
Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.
Приступим-с.
Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:
1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?
2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?
3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?
4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?
Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:
1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?
2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?
3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?
Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.
Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:
Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.
Ситуация Б:все с точностью наоборот.
— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.
— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.
Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?
Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:
1. Минимизировать потери времени в универе.
2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.
3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.
4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).
Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.
Минимизация потерь времени:
Выжимание из вуза всего, что можно:
За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!
В общем, главный совет для студентов, который хотелось бы дать, не блещет оригинальностью, но будет, пожалуй, единственно правильным:
Этот совет: относитесь к учебе осознанно. Всегда ясно понимайте свои долгосрочные цели и следуйте им, даже если это мешает учебе. Свои цели – важнее!
Также могут быть полезны следующие статьи:
p.s. Не заметил, как накатал огромный пост. Тема эффективной, правильной учебы в универе, разумеется, им не исчерпана, так что, возможно, я еще к ней вернусь. Оставайтесь на связи!
Интересно? Полезно? , чтобы быть в курсе! Источник — , при копировании материалов активная индексируемая ссылка обязательна!
То, как увлекательно и полезно обучаться в университете, получая высшее образование, вам уже много раз рассказывали. Сегодня мы приводим подборку из фактов, доказывающих, что за пять лет, потраченных на учёбу, вы не только узнаете много нового, но и, возможно, слегка поглупеете. Итак, семь научно проверенных способов, которыми учёба в университете делает вас глупее:
Университет - это учреждение, где процесс обучения осуществляется в коллективе. Не хватит ни времени, ни ресурсов, чтобы обучать каждого студента отдельно, так что в конечно итоге создаются группы из 20–30 человек. Часто преподаватели дробят группы на ещё более малые части, однако работа в маленьких группах не делает вас умнее.
Исследователи из научно-исследовательского института в Вирджинии попросили студентов пройти тесты на IQ сначала индивидуально, а потом в группах по пять человек. Во втором случае результаты были значительно хуже. Видимо так происходит потому, что социальный статус играет огромную роль в том, как работает наш мозг, так что когда людям приходится фокусироваться на их социальной роли в группе, пусть даже подсознательно, сосредоточиться на основной текущей задаче уже не получается. Исследователи считают, что за пять лет обучения такое поведение закрепляется и может проявляться уже после института, например, во время деловых встреч.
Сидение на одном месте весь день снижает умственные способности. Доктор Джеймс Левин из клиники Майо провёл ряд тестов, чтобы узнать, как длительное сидение влияет на человеческое здоровье, и результаты получились неутешительные.
Основной задачей было понять, как долгая ежедневная неподвижность влияет на увеличение веса, но оказалось, что это сказывается и на мозговой деятельности. Левин обнаружил, что у людей, которые сидят на месте больше двух часов в день, существенно снижается обмен веществ - фактор, непосредственно связанный с когнитивными способностями. Ваш мозг использует в качестве топлива глюкозу, возникающую в организме из-за сжигания калорий. Так что несколько часов занятий или ночная зубрежка перед экзаменами может привести к тому, что мозг начнёт воспринимать информацию не так эффективно.
Наверняка быстро переключаться между текущими делами пробовали все. Напряжённое расписание занятий заставит любого студента попытаться сделать несколько вещей одновременно, но на самом деле это совершенно не способствует успеваемости. При попытке делать несколько дел одновременно, вы будете делать каждое из них хуже.
Тем студентам, которые стремятся быть многозадачными, воспринимать новую информацию и спустя короткое время вспоминать её сложно. Например, когда им показали буквенную последовательность, они не смогли указать, как часто повторяется одна и та же буква. Нередко студенты не могли определить, является ли число чётным или нечётным, или согласная перед ними буква или гласная. Исследователи полагают , что люди, регулярно работающие в многозадачном режиме, таким образом ослабили свои способности отфильтровывать ненужные данные, и теперь им сложно сосредоточиться на одном предмете. Так что в следующий раз, когда вы решаете математику на уроке социологии, можете просто покинуть аудиторию - так вы узнаете больше, как ни парадоксально это звучит.
Не важно, бегаете ли вы, чтобы снять стресс после напряжённого учебного дня или прогоняете утреннее похмелье, бег по улице - это прекрасный способ взбодриться и всё более модное увлечение среди молодёжи. Но для вашей учёбы увлечение бегом может стать помехой.
Бег трусцой в городской среде или в любом месте, где в той или иной степени присутствует загрязнение, уменьшает вашу способность воспринимать новую информацию. Брюссельский университет поделили бегунов на две группы: одни регулярно бегают в городе, другие - за городом. Выяснилось , что у городских бегунов снижена концентрация внимания и реакция. Это связано с высокой концентрацией вредных веществ в крови после часа бега. Выходом будет бегать в ветреный день или в дождь, когда в городе всё-таки становится почище.
Стресс - это обычная часть университетской жизни. Вы постоянно находитесь на виду, ваше будущее зависит от ваших оценок, и вам часто приходится скрывать свои действия. В такой обстановке адекватно реагировать на стрессовые ситуации становится всё труднее.
Йельский Стрессовый центр обследовал 100 человек, прошедших в прошлом через сильнейшие стрессовые ситуации. Результаты показали, что чем сильнее был пережитый стресс, тем больше была перефронатльная кора - область мозга, ответственная за контроль импульсов и эмоциональную стабильность. Эти способности важны для нашей способности учиться на собственно опыте. Более того, стресс снижает количество нейронов в мозге, уменьшая таким образом способность мозга обрабатывать и хранить новую информацию.
Необходимость постоянно вставать рано или проводить бессонные ночи, готовясь к лекциям, также может сделать вас глупее. В Университете Беркли провели опыт на хомяках, чтобы узнать, как именно недостаток сна влияет на умственные способности. График сна хомяков изменялся каждые 6 дней, и в результате нейронная активность зверьков снизилась на 50%. Некоторые из них даже не смогли найти колесо.
Хомяки демонстрировали снижение умственных способностей на протяжении месяца уже после того, как вернулись к нормальному распорядку дня. Таким образом, недостаток сна может иметь долгосрочные последствия.
Статистика показывает, что большую часть времени в университете мы проводим, слушая чужой монолог. Так мы учимся. Но в то же время такой способ обучения снижает вашу способность принимать разумные решения. 24 студента отвечали на вопросы о том, как они используют ту или иную финансовую возможность, воспользуются ли удобным случаем в тех или иных обстоятельствах. Одновременно с этим им делали магнитно-резонансную томографию мозга. В каких-то случаях испытуемые получали советы от «экспертов», в каких-то - нет.
По большей части участники исследования поступали именно так, как им советовали, даже если это было сопряжено с риском. А когда никаких рекомендаций они не получали, то принимали риск в расчёт и принимали решение самостоятельно, базируясь на всех известных данных, и уже после этого давали ответ. Согласно МРТ, активность мозга в таких случаях была выше .
Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду
Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»
Как с помощью Фейсбука завести настоящего друга
15 по-настоящему важных вещей, о которых постоянно забывают
Топ-20 самых странных новостей уходящего года
20 популярных советов, которые люди в депрессии ненавидят больше всего
Зачем нужна скука?
«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей