А е голомшток кто он чем занимается. Карта интересов — А.Е. Голомшток. Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников

Инвестирование

ИНСТРУКЦИЯ

«У вас есть возможность продолжить учебу или заняться интересной работой. Для того чтобы помочь вам разобраться в своих интересах, предлагаем вам перечень вопросов. Ря­дом с номером вопроса поставьте знак (++), если вам очень нравится, и вы хотели бы стать специалистом; (+) - если вам нравится знать, но не делать; (-) - если вам не нравится».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА Нравится ли Вам:

3. Изучать устройство электро- и радиоприборов?

5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государст­венном устройстве этих стран?

6. Знакомиться с жизнью растений и животных?

8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

10. Знакомиться с работой врача?

11. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?

15. Выполнять домашние задания по химии?

16. Исправлять бытовые электро- и радиоприборы?

17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

18. Ходить в походы по родному краю для его изучения?

19. Изучать биологию, ботанику, зоологию?

21. Участвовать в общественной работе?

22. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если сами они не могут его сделать?

26. Знакомиться с военной техникой?

27. Проводить опыты по физике?

30. Собирать и ремонтировать машины (например, велосипед)?

31. Собирать коллекции минералов?

32. Работать в саду, на огороде?

33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?

36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?

37. Помогать по хозяйству дома?

38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самоде­ятельности? 39.Участвовать в военных играх, походах?

40. Заниматься в математическом или физическом кружке?

41. Готовить растворы?

42. Собирать радиоприемники?

43. Моделировать (например, изготовлять модели планеров)?

44. Участвовать в географических или геологических экскур­сиях?

45. Наблюдать за живой природой?

46. Изучать иностранный язык?

47. Выступать с докладами на исторические темы?

48. Выполнять работу пионервожатого?

49. Ухаживать за детьми?

50. Делать разные покупки?

51. Беседовать с товарищами об искусстве?

52. Заниматься в спортивных секциях?

53. Участвовать в физических или математических олимпиадах?

54. Решать задачи по химии?

55. Выполнять работы с измерительными приборами?

56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?

57. Знакомиться с географическими или геологическими картами?

58. Проводить опытническую работу по биологии?

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. Изучать политический строй в разных странах?

61. Обсуждать вопросы воспитания?

62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?

63. Убеждать людей в чем-либо?

64. Знакомиться с историей искусств?

65. Быть организатором в походах и играх?

66. Выполнять математические действия по формулам?

67. Находить химические явления в природе?

68. Разбираться в радиосхемах?

69. Выполнять чертежи?

70. Производить топографическую съемку местности?

71. Ухаживать за животными?

72. Выступать с докладами по вопросам литературы?

73. Знакомиться с историей культуры?

74. Давать объяснения младшим школьникам?

75. Изучать причины возникновения разных болезней?

76. Знакомиться, общаться с разными людьми?

77. Принимать участие в смотрах художественной самодея­тельности или выставках изобразительного искусства?

78. Соблюдать режим (распорядок) дня?

Обработка. По каждому направлению в соответствие с ключом подсчитывается количество плюсов и минусов:

Физико-математическое направление - 1,14,27, 40, 53, 66 вопросы;

Химия -2, 15,28,41,54,67;

Электротехника - 3, 16, 29, 42, 55, 68;

Техника - 4,17,30,43, 56, 69;

Геология и география - 5,18, 31, 44, 57, 70;

Биология и сельское хозяйство - 6, 19, 32,45, 58,71;

Филология и журналистика -- 7, 20, 33, 46, 59, 72;

История и общественная деятельность -8,21,34,47,60,73;

Педагогика и воспитательная работа -9,22, 35,48,61,74;

Медицина - 10, 23, 36, 49, 62, 75;

Сфера обслуживания и домашнее хозяйство - 11,24, 37, 50,63,76;

Искусство - 12, 25, 38, 51, 64, 77;

Военное дело, физическая культура- 13,26,39, 52,65,78.

Интерпретация. Число плюсов и минусов по каждому направлению дает довольно ясное представление об интере­сах учащихся. После подсчета количества «+» и «-» по на­правлениям выделяются те из них, которые имеют наиболь­шее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым количеством плюсов, то преобладающим ин­тересом следует считать тот, в котором содержится меньшее число минусов. Если количество плюсов и минусов одина­ково по нескольким направлениям, можно судить о пример­но одинаковом развитии интересов и склонностей школьни­ка к соответствующим областям знаний и деятельности.

7.4 . ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Методика изучения факторов привлекательности профес­сии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация Н. Кузь­миной, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

ИНСТРУКЦИЯ

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, кото­рые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлека­ет», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действи­тельно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

1. Профессия одна из важнейших в обществе

2. Работа с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

4. Работа не вызывает переутомления

5. Большая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

1. Мало оценивается важность труда

2. Не умею работать с людьми

3. Нет условий для творчества

4. Работа вызывает переутомление

5. Небольшая зарплата

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Большой рабочий день

10. Частый контакт с людьми

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

ОБРАБОТКА

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:

где: N - объем выборки (количество обследуемых), п количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п+ - количество обследуемых, которые отме­тили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от -1 до + 1 . Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).

Форма 7.2

Название выборки _ Объем выборки N =

Факторы 1 2 3 4 5 6 7

п +

Иногда при интерпретации результатов допускают серь­езную методическую ошибку, рассматривая только оконча­тельный показатель КЗ и не учитывая соотношение п + и п-. Необходимо же строить интерпретацию на учете как перво­го, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на сле­дующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента зна­чимости

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действитель­но свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% респондентов вообще не назва­ли его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (при­влекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

С использованием данной методики проводилась серия исследований, в основном на материале высшей школы (в том числен наши собственные). Значительно меньше имеется работ с ее применением, в которых предметом анализа был бы процесс обучения в средней профессиональной школе.

Наши исследования, проведенные в ПТУ на разных вы­борках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В нижеследующей таблице приведены по различным выбор­кам пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.

Таблица

Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся ПТУ

Факторы и их значимость

Профессия одна из важнейших в обществе

Негатив­ный фак­тор: работа вызывает пере­утомление

Работа соответст­вует способностям

Работа с людьми

Работа требует постоянного творчества

Большая зарплата

Негатив­ный фак­тор: слиш­ком частый контакт с людьми

Возмож­ность самосо­вершенствования

Негативн­ый фак­тор: рабо­та вызывает переутомление

Профессия одна из важней­ших в обществе

Работа с людьми

Работа соответ­ствует способностям

* факторы, имеющие одинаковую значимость.

Как видно из таблицы, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточ­но идентична в различных училищах, хотя имеется и опре­деленная специфика, которая, очевидно, связана с профилем училища, особенностями контингента, в том числе и половы­ми различиями. Так, установлено, что фактор зарплаты вхо­дит в число наиважнейших, что согласуется с данными дру­гих исследований, включая материалы зарубежных авторов (ДанчИ.,1985). В одной выборке (см. в табл. «А») фактор зарплаты не вошел в число значимых, что мы связываем со спецификой данной выборки по полу - абсолютное боль­шинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминав­шемся выше исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.

Из таблицы видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся ПТУ имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объективное признание и субъективное понимание учащимися общественной важно­сти профессии существенным образом влияют на удовлетво­ренность сделанным выбором, а, следовательно, способству­ют профессиональной стабилизации. Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности: желанием творчества и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал проведенный нами дополнительный анализ, данныйфактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых), в целом его субъективная значимость в обеих подгруппах высокая: в первом случае - второй ранг, во втором - четвертый. Эти результаты недвусмысленно ука­зывают на то, что у современной молодежи ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности - не­зависимо от ее специфики и содержания - четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрения творческих начал в будущей профессиональной деятельности обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность им. При этом, как показывают исследо­вания, такие тенденции проявляются на различных уровнях профессионального образования: и в средней, и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые по­сты» по выражению Е. А. Климова представляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо под­черкивает Б. Ф. Ломов, «творчество - это не исключитель­ное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творче­ства» (1984, с. 230). Станет или не станет профессиональная деятельность творческой - во многом зависит от самой лич­ности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимули­рование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству есть необходимое звено си­стемы профессионального обучения.

В его основе лежит перечень популярных сейчас видов профессий и направлений деятельности, таких как информационные технологии, социология, философия, бизнес, по которым составлены вопросы к учащимся.

Ответив на предложенные вопросы школьники (старшеклассники) смогут точнее и увереннее принять решение куда поступать, на кого учиться.

Куда пойти учиться? Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.:

Инструкция.

Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте –2.

Вопросы к тесту:

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
  2. Посещать уроки географии, читать литературу по географии.
  3. Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.
  4. Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.
  5. Заниматься домоводством: готовить, шить, приводить в порядок мебель и одежду.
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
  7. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.
  8. Читать техническую литературу, журналы.
  9. Разбираться в электрических и электронных схемах.
  10. Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т.д.)
  11. Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.
  12. Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.
  13. По возможности работать на стройках (во время летних каникул).
  14. Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.
  15. Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.
  16. Посещать уроки истории в школе.
  17. Самостоятельно писать стихи и прозу.
  18. Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.
  19. Интересоваться закономерностями развития общества.
  20. Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.
  21. Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.
  22. Работать в сфере обслуживания.
  23. Читать дополнительную литературу по математике.
  24. Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
  25. Посещать курсы иностранных языков.
  26. Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве.
  27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино.
  28. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.
  29. Посещать спортивные секции.
  30. Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.
  31. Знакомиться с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам.
  32. Посещать геологические музеи.
  33. Посещать уроки анатомии и физиологии человека.
  34. Знакомиться с работой предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.).
  35. Изучать физические явления и законы.
  36. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.
  37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).
  38. Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.
  39. Посещать кружки по обработке дерева, металлов.
  40. Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.
  41. Читать научно-популярную литературу по психологии.
  42. Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.
  43. Интересоваться историей развития разных видов транспорта.
  44. Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.
  45. Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.
  46. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.
  47. Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.
  48. Посещать факультативные занятия по обществознанию.
  49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.
  50. Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.
  51. Помогать покупателям выбирать покупку в магазине.
  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.
  53. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
  54. Учить второй иностранный язык дополнительно.
  55. Читать книги об изобразительном искусстве.
  56. Посещать творческие вечера-встречи с актерами.
  57. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
  58. Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.
  59. Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.
  60. Смотреть телепередачи о разных странах.
  61. Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).
  62. Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.
  63. Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности.
  64. Проводить опыты по физике.
  65. Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.
  66. Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).
  67. Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.
  68. Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов.
  69. Заниматься информатикой дополнительно.
  70. Посещать психологический кружок.
  71. Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.
  72. Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.
  73. Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.
  74. Смотреть исторические фильмы, телепередачи.
  75. Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.
  76. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
  77. Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции в развитии разных явлений общественной жизни.
  78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).
  79. Выяснять причины противоправного поведения людей.
  80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о конкурсах в сфере обслуживания.
  81. Посещать дополнительные занятия по математике.
  82. Читать сообщения на экономические темы в печати.
  83. Читать книги на иностранном языке дополнительно.
  84. Посещать художественные выставки.
  85. Посещать театры.
  86. Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки.
  87. Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.
  88. Смотреть телепередачи о животных и растениях.
  89. Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические сведения, изучать закономерности.
  90. Участвовать в геологических экспедициях.
  91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.
  92. Опробовать рецепты приготовления пищи.
  93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
  94. Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.
  95. Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.
  96. Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т.п.).
  97. Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.
  98. Посещать уроки информатики в школе.
  99. Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.
  100. Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.).
  101. Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.)
  102. Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.
  103. Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.
  104. Писать классные или домашние сочинения по литературе.
  105. Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п.
  106. Читать литературу по философии, социологии.
  107. Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.
  108. Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.
  109. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия.
  110. Решать сложные задачи по математике.
  111. Интересоваться вопросами экономической географии.
  112. Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.
  113. Рисовать дома для удовольствия.
  114. Выступать на сцене перед зрителями.
  115. Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке.
  116. Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.
  117. Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.
  118. Участвовать в географических экспедициях, походах.
  119. Собирать коллекции минералов.
  120. Ухаживать за больными, оказывать им помощь.
  121. Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды.
  122. Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.
  123. Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т.п.)
  124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.
  125. Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.
  126. Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения.
  127. Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.
  128. Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.
  129. Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.)
  130. Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.
  131. Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.
  132. Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.
  133. Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.
  134. Писать статьи в газеты, журналы.
  135. Интересоваться историей философской мысли.
  136. Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
  137. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
  138. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете.
  139. Участвовать в математических олимпиадах.
  140. Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.
  141. Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.
  142. Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу.
  143. Заниматься в театральной студии.
  144. Слушать классическую музыку.
  145. Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.

Бланк ответов.

Направление ответ ответ ответ ответ ответ Итог
1. ************** 1 30 59 88 117
2. ************** 2 31 60 89 118
3. ************** 3 32 61 90 119
4. ************** 4 33 62 91 120
5. ************** 5 34 63 92 121
6. ************** 6 35 64 93 122
7. ************** 7 36 65 94 123
8. ************** 8 37 66 95 124
9. ************** 9 38 67 96 125
10. ************** 10 39 68 97 126
11. ************** 11 40 69 98 127
12. ************** 12 41 70 99 128
13. ************** 13 42 71 100 129
14. ************** 14 43 72 101 130
15. ************** 15 44 73 102 131
16. ************** 16 45 74 103 132
17. ************** 17 46 75 104 133
18. ************** 18 47 76 105 134
19. ************** 19 48 77 106 135
20. ************** 20 49 78 107 136
21. ************** 21 50 79 108 137
22. ************** 22 51 80 109 138
23. ************** 23 52 81 110 139
24. ************** 24 53 82 111 140
25. ************** 25 54 83 112 141
26. ************** 26 55 84 113 142
27. ************** 27 56 85 114 143
28. ************** 28 57 86 115 144
29. ************** 29 58 87 116 145

Ключ к тесту, расчет значений, интерпретация:

После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков. Предпочтительными являются виды деятельности и профессий, набравшие максимальное количество баллов.

Интерпретация, расшифровка направлений.

1.Биология

2.География

3.Геология

4.Медицина

5.Легкая и пищевая промышленность

8.Техника, механика

9.Электротехника, радиотехника, электроника

10.Обработка материалов (дерево, металл и т.п.)

11.Информационные технологии

12.Психология

13.Строительство

14.Транспорт, авиация, морское дело

15.Военные специальности

16.История

17.Литература, филология

18.Журналистика, связи с общественностью, реклама

19.Социология, философия

20.Педагогика

21.Право, юриспруденция

22.Сфера обслуживания

23.Математика

24.Экономика, бизнес

25.Иностранные языки, лингвистика

В наше время существует огромное количество методик для тестирования школьников. Популярностью пользуются тесты на профориентацию, что вызвано интересом и самих детей: кто-то хочет узнать, к какой профессию стоит присмотреться, а кто-то удостовериться в правильности уже определённой для себя сферы. Тест А. Е. Голомштока «Карта интересов» поможет учащимся, учителям и родителям в сложном выборе.

Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока

Автор методики А. Е. Голомшток - советский педагог, один из руководителей группы, занимавшейся изучением отношения школьников к выбору специальности, а также проблем формирования интересов. Им были опубликованы несколько работ по этой тематике (к примеру, «Выбор профессии и воспитание личности школьника»), которые стали основой в этой области.

«Карта интересов» - это опросник, состоящий из 174 пунктов, в которых отражены 29 сфер: физика, химия, биология, математика, астрономия, право, общественная деятельность, журналистика, транспорт и так далее.

Проводить исследование полагается дважды за время обучения школьников: в 7 и 10 классах. Автор теста считает, что именно в возрасте 12–13 лет формируются основные предпочтения детей, связанные с тем, чем они хотели бы заниматься, окончив школу, а в 16–17 имеют уже более или менее устоявшиеся взгляды на будущую профессию.

По итогам теста педагог или психолог получит информацию о том, к каким сферам деятельности у школьника больше склонностей. Это поможет понять, в каком направлении стоит действовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.

Итоги диагностики помогут учащимся и родителям выяснить, какая сфера деятельности ближе школьнику

Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников

Для проведения теста потребуется распечатать матрицы и списки сфер деятельности в равном группе, в которой организовывается исследование, количестве. Опросник вы можете зачитывать сами, в этом случае проще держать обратную связь с детьми. Диктовать следует размеренно и давать время на то, чтобы учащиеся подумали и дали нужный ответ.

Перед началом тестирования необходимо объяснить школьникам условия:

  1. Нельзя игнорировать вопросы, ответ должен быть дан на каждое утверждение.
  2. Стоит быть предельно внимательными и не путать номера утверждений.
  3. Если что-то пропустили или не поняли, полагается сразу же спросить об этом - в дальнейшем будет очень трудно разобраться, в каком именно месте возникли трудности.

Затем полагается объяснить, как отмечать тот или иной ответ. Делать это лучше всего наглядным образом, написав на доске или также распечатав и раздав детям вместе с матрицами.

  1. Если то, что предлагается в утверждении, школьнику очень близко, в клеточку напротив номера ставится «++».
  2. Когда просто нравится, то «+».
  3. При возникающих сомнениях в выборе того или иного ответа учащемуся следует записать «0», но таких случаев должно быть как можно поменьше. Лучше рекомендовать школьнику подумать подольше.
  4. Если названное не нравится, то под номером вопроса ставится «-».
  5. Когда озвученное испытуемый не любит категорически, то ответом должен служить знак «- -».

Зачитывая утверждения, не забывайте добавлять «Нравится ли вам…», «Любите ли вы…», «Хотели бы вы…». Например: «Нравится ли вам знакомиться с жизнью растений или животных?» или «Любите ли вы уроки домоводства или домашние занятия домоводством?».

Все вопросы относительно условий теста лучше разбирать сразу, чтобы потом не возникло нестыковок

Подведение итогов и интерпретация результатов

Для обработки ответов используется матрица ответов из 6 строк и 29 столбцов. Каждая из колонок обозначает определённую сферу деятельности. Попросите школьников посчитать плюсы и минусы в каждом столбце, отметив, что в тех случаях, когда стоит «++» и «- -», необходимо прибавлять не один балл к сумме, а два, и подписать под столбцами получившиеся результаты.

Затем школьникам следует найти по номерам колонок в списке сфер интересов те, минусов и плюсов в которых у них оказалось больше - это будут направления с наивысшей степенью антипатии и симпатии соответственно. Но посоветуйте испытуемым вывести результаты и касаемо других деятельностей, набравших меньшее количество «голосов». Это поможет им лучше узнать себя, понять, на чём стоит акцентировать внимание. А вам останется зачитать, что же означает то или иное количество «+» и «-»:

  • наибольшее отрицание - от -12 до -6;
  • неинтересно, не подходит - от -5 до -1;
  • слабый интерес - от 1 до 4;
  • выраженный интерес - от 5 до 7;
  • наивысшая степень интереса - от 8 до 12.

Необязательно поручать испытуемым подсчитывать результаты. Можно сделать это самостоятельно, собрав заполненные матрицы, а затем лишь проинформировать учащихся об итогах.

Организатору под силу подвести итоги самостоятельно, не привлекая к этому испытуемых

В завершение исследования спросите у детей, понравился ли им тест, чтобы получить обратную связь для себя.

Что же делать организатору с полученной информацией? Если вы классный руководитель группы школьников, в которой проводили диагностику, будет очень кстати использовать итоги тестирования в деле повышения заинтересованности ученика к знаниям, опираясь на информацию о том, что ему близко. Вы всегда сможете поговорить с ребёнком о том, что ему нравится, увеличив уровень доверия и понимания, ведь дети очень тонко чувствуют, когда мы проявляем к ним неподдельный интерес. Те же преимущества появляются, если вы родитель или психолог.

Файл: Материал к тесту

Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.

Интересы - ключевой фактор в выборе будущей профессии. Но ребятам-школьникам зачастую довольно сложно определиться с тем, какая область привлекает больше всего: слишком разноплановыми могут быть предпочтения. Поэтому чтобы помочь ребёнку и его родителям определить будущую сферу деятельности, проводится тест с использованием методики «Карта интересов».

Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока

Методика «Карта интересов» была разработана группой советских психологов во главе с А.Е. Голомштоком. Учёный исследовал готовность детей к выбору будущей профессии, а также проблемы формирования интереса к тем или иным видам деятельности. На основании выводов, к которым он пришёл в процессе работы над темой, Голомшток разработал тест «Карта интересов». Целями и задачами диагностики автор определил:

Тест представляет собой анкету с 174 вопросами, касающимися 29 сфер наиболее распространённых занятий. Часть из них напрямую связана с науками, изучающимися в общеобразовательных учреждениях, а часть - лишь опосредованно. В школах применяется сжатая версия теста в модификации С.Я. Карпиловской. Ряд специальностей потерял свою актуальность (например, мореплавание), другие же находятся в тесной взаимосвязи, поэтому стало возможным объединение нескольких категорий интересов (например, музыки и рисования в группу «Искусство»). В связи с этим опросник сократился до 78 позиций и 10 групп.

Автор бестселлера «Долина кукол», американская писательница Жаклин Сьюзан, говорила: «Если человеку действительно хочется чем-то заниматься, то он должен себя хотя бы в этом попробовать. Когда становишься старше, то разные жизненные ситуации и определённые обстоятельства вынуждают нас идти на компромисс. Но делать это сейчас, когда ты ещё так молод, это всё равно что бросить дело, даже его не начав».

Процедура тестирования «Карта интересов»

Методика предполагает два способа работы: индивидуально и в группе. Тест проводится со школьниками, начиная с возраста 11–12 лет. Испытуемому перед началом работы выдаются 2 листа: один с вопросами, другой - с таблицей для внесения ответов. Время выполнения ограничено 40–50 минутами.

Допускается проведение тестирования в групповой форме

Инструкция:

  1. Сначала организатор озвучивает задание: «Перед тобой вопросы, которые нужно внимательно прочитать, после чего внести ответ на каждый из них в таблицу».
  2. Затем исследователь объясняет правила записи ответов: «Если тебе очень нравится то, о чём идёт речь в вопросе, то поставь «++», когда просто нравится, то «+»; если не нравится, то «-», а если посчитаешь, что что-то совершенно не подходит, то «- -». Когда не можешь определиться, то в графу ответа ставь «0»».
  3. В завершение инструктажа взрослый оговаривает также то, что пропускать вопросы нельзя, но отвечать вразброс можно.

После окончания тестирования ребёнок сдаёт все материалы организатору.

Файл: Стимульный материал для теста

Обработка и интерпретация результатов

За каждый «+» ребёнок получает +1 балл, за ответ, помеченный знаком «-», -1 балл, задания с нулями никак не засчитываются. Экспериментатору нужно вывести сумму баллов по каждой группе вопросов, имеющей отношение к той или иной сфере интересов, используя форму протокола:

Вид деятельности Номера вопросов Количество баллов
Физика и математика 1, 14, 27, 40, 53, 66
Химия 2, 15, 28, 41, 54, 67
Техника 4, 17, 30, 43, 56, 69
Электротехника 3, 16, 29, 42, 55, 68
География и геология 5, 18, 31, 44, 57, 70
Биология и сельское хозяйство 6, 19, 32, 45, 58, 71
Филология, журналистика 7, 20, 33, 46, 59, 72
История, общественная деятельность, предпринимательство 8, 21, 34, 47, 60, 73
Педагогика и воспитание 9, 22, 35, 48, 61, 74
Медицина 10, 23, 36, 49, 62, 75
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство 11, 24, 37, 50, 63, 76
Искусство 12, 25, 38, 51, 64, 77
Военное дело, физическая культура 13,26,39, 52,65,78

Оценить уровень выраженности интереса испытуемого к тому или иному виду деятельности можно следующим образом:

  • От -12 до -6 баллов - интерес отрицается полностью;
  • От -5 до -1 балла - индифферентное отношение к сфере деятельности;
  • От +1 до +4 баллов - слабая склонность;
  • От +5 до +7 баллов - довольно осмысленный интерес;
  • От +8 до +12 - интерес выражен ярко.

Если речь идёт об определении специализации класса, то при общей хорошей успеваемости ребёнка можно выбирать тот или иной профиль даже при слабой выраженности интереса к предмету. Но только в том случае, если количество направлений ограничено. Когда же есть возможность выбора, то школьнику лучше менять специализацию только при результатах от +5 до +12 баллов.

Модифицированная методика А.Е. Голомштока позволяет определить склонности и предпочтения школьников. Этот тест имеет важное значение не только для дальнейшего самоопределения ребёнка и выбора профессии, но и для установления подходящего направления профилизации класса.

Известная и популярная методика для выявления склонностей и интересов старшеклассников по 29 различным направлениям профессиональной деятельности. Благодаря своей простоте, быстроте прохождения и заслуживающими доверия результатами опросник «Карта интересов» от А.Е. Голомштока пользуется заслуженным спросом среди школьников старших классов, студентов, которые хотят убедиться в правильности выбора профессии, взрослых людей, хотящим сменить сферу деятельности или просто состоявшимся специалистам.

Впервые появившись в 1968 году в книге «Профориентационная работа в школе» опросник неоднократно подвергался модификациям и следовал в ногу со временем. Вашему вниманию предлагается одна из последних версий, адаптированная под современные реалии жизни.

Опросник А.Е. Голомштока исследует следующие виды профессиональной деятельности:

  • Юриспруденция
  • Биология
  • Иностранные языки
  • Геология
  • Медицина
  • Лёгкая и пищевая промышленность
  • Музыка
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Журналистика
  • Металлообработка
  • Строительство
  • Транспорт
  • Военные специальности
  • Техника
  • Электротехника и радиотехника
  • Литература
  • Общественная деятельность
  • Педагогика
  • Сфера обслуживания
  • Математика
  • Экономика
  • Деревообработка
  • Изобразительное искусство
  • Сценическое искусство
  • Авиация и морское дело
  • География
  • Физкультура, спорт

Данные, полученные с помощью этой методики примечательны тем, что помимо определения круга интересов тестируемого указывается также степень их выраженности.

Инструкция к опроснику «Карта интересов»

Вам будет предложено 174 вопроса с общей темой «Нравится ли Вам? Любите ли Вы? Хотели бы Вы?» с одинаковыми вариантами ответов: «Очень нравится», «Нравится», «Не знаю», «Не нравится» и «Очень не нравится». Выберите тот вариант, которые наиболее верно отражает Ваше отношение к вопросу. Помните, что достоверность любого теста зависит от честности ответов.

Время прохождения теста : около 10 — 15 минут.

Стоимость теста: бесплатно.

Результат теста: будет доступен сразу после ответа на все вопросы в виде всех направлений деятельности расположенных по убыванию по степени актуальности. Каждое направление будет включать в себя описание и примеры возможных профессий. Узнать о них больше всегда можно в нашем Каталоге профессий . Номер мобильного телефона или регистрация на сайте для получения результата теста не требуются.