Валютное регулирование и валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляются по следующим направлениям: текущие валютные операции по экспорту и импорту товаров осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требуют получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ; при экспорте товаров осуществляется контроль за репатриацией валютной выручки и производится обязательная продажа 75% валютной выручки; при импорте товаров осуществляется контроль за соответствием ввозимых товаров суммам иностранной валюты, переведенным за рубеж; При проведении экспортых операций под процедуры валютного контроля подпадают как сделки, предусматривающие расчеты в иностранной валюте, так и сделки, предусматривающие расчеты в валюте РФ. Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Поскольку валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала, отсрочка платежей по экспортно-импортным контрактам на срок более 90 дней может потребовать разрешения ЦБ РФ. Расчёты без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок не выше 90 дней. Расчёты с отсрочкой платежа на срок свыше 90 дней при условии: при импорте в РФ - что товары уже ввезены (работы приняты, услуги оказаны); при экспорте из РФ - что оплата получена, а товары ещё не вывезены (работы не сданы, услуги не оказаны); Возврат предоплаты по неисполненным экспортно-импортным контрактам. Другие виды расчетов включают операции, связанные с: отсрочкой платежей на срок более 90 дней после фактической даты вывоза товаров - при экспорте; перевод суммы предоплаты иностранным поставщиком, если период между переводом и фактическим ввозом товаров составляет более 90 дней - при импорте товаров; уступка требования экспортера/импортера третьему лицу и перевод долга импортера / иностранного поставщика на третье лицо; осуществление всех видов зачетов взаимных требований экспортера/импортера и третьих лиц. Документы, представляемые экспортером/импортером для получения разрешения ЦБ РФ. Разрешение может быть получено до даты, на которую операция перестает быть текущей или капитальной, но не требующей разрешения ЦБ. Нормативные документы ЦБ РФ не предусматривают получение лицензии, если платеж фактически не был произведен в течение более 90 дней. На практике в подобных случаях ЦБ РФ (Департамент валютного регулирования и валютного контроля) может заключить, что у него нет возражений против такой операции, что ни в коей мере не умаляет ответственности резидента, подающего заявление на получение лицензии. Контроль за репатриацией выручки при экспорте товаров.
Валютный контроль за экспортом товаров должен обеспечить полную и своевременную репатриацию выручки экспортерами. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки, оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение требований таможенного законодательства и зачисление выручки на счет экспортера. На каждый контракт оформляется самостоятельный паспорт сделки. Схемы контроля подразумевает создание цепочки - экспортер - его банк - таможня - Центральный банк. После выпуска товара банк обязан контролировать выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера. Информация о прохождении каждой отдельной сделки представляется ЦБ РФ, Министерству торговли и Министерству по налогам и сборам. Система контроля распространяется: на все сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в валюте РФ или иностранной валюте; на бартерные сделки - в этом случае паспорт сделки подписывается не банком, а уполномоченным представителем Министерства торговли. Система контроля не распространяется: на сделки по экспорту товаров, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме; на сделки по экспорту работ и услуг; на сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенных режимах, отличных от режима экспорта. Обязательства экспортера. Валютная выручка от экспорта товаров должна быть полностью зачислена на счет экспортера в уполномоченном банке в течение 90 дней с даты отгрузки товаров. Если зачисление выручки не было произведено или было произведено не полностью, экспортер привлекается к ответственности в форме штрафа в полном размере валютной выручки. Если выручка не была зачислена на счет экспортера или не была зачислена в установленные сроки, этот факт должен быть удостоверен и подтвержден решением органа валютного контроля или Министерства торговли. Основные условия экспортной сделки содержатся в паспорте экспортной сделки. Паспорт подписывается экспортером и банком, на счета в котором зачисляется экспортная выручка. Для таможенного оформления вывозимых товаров экспортер представляет в таможенный орган копию паспорта, заверенную банком экспортера.
"Международные банковские операции", 2007, N 5
Как и в большинстве развитых стран мира, одним из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями резидентов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. Анализ развития валютного законодательства РФ за 15 последних лет <1> позволяет сделать вывод о том, что ключевым направлением в области валютного регулирования является контроль за поступлением выручки в пользу резидентов РФ на их счета в уполномоченных российских банках по экспортным договорам с нерезидентами, предметом которых является вывоз товаров с таможенной территории РФ.
<1> Первым нормативным актом по валютному законодательству, по мнению автора, является Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". Первой редакцией Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в РФ является Закон от 09.10.1992 N 3615-1.
Контроль за валютными операциями в рамках экспортных контрактов всегда представлял собой важнейшее направление валютного контроля в РФ, порядок осуществления которого предусматривал активное участие уполномоченных российских банков путем исполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля. На основе действующего в конкретный период Закона о валютном регулировании и валютном контроле Банк России издавал нормативные акты, устанавливающие порядок и процедуры контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями по экспорту товаров и репатриацией валютной выручки в Российской Федерации.
Современное валютное законодательство сохранило преемственность принципов контроля за операциями по экспортным договорам и репатриацией валютной выручки, которые в настоящее время основываются на положениях Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. В ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона. В ч. 4 ст. 23 названы документы, имеющие прямое отношение к договорам на экспорт товаров: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты); таможенные декларации; паспорт сделки.
Ниже перечислены статьи Закона N 173-ФЗ, которые напрямую касаются мер валютного контроля, применяемых при проведении резидентами внешнеэкономической деятельности по экспорту товаров.
Статья 19 Закона "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" устанавливает обязанность резидентов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары. В данной статье перечисляются разрешенные случаи, при которых резиденты РФ вправе не зачислять выручку в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета в уполномоченных российских банках, в том числе речь идет о выручке по договорам за экспорт товаров:
Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. п. 4, 7, 28 ст. 2). Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.
К договорам на экспорт товаров, по которым проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ, применимы положения ст. 20 "Паспорт сделки" Закона N 173-ФЗ. В соответствии с данной статьей Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Подобные правила установлены для валютных операций по договорам на экспорт товаров Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И (разд. II, гл. 3) наряду с иными видами договоров: импорт товаров, передача и получение работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности, кредитные договоры и договоры займа. Паспорт сделки по договорам на экспорт товаров оформляется резидентами РФ (юридическими лицами или физическими лицами - индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент РФ - экспортер. Если резидент РФ осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка ПС. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном - на счет в иностранном банке банком ПС выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.
Указанием Банка России от 08.08.2006 N 1713-У, которое внесло изменения в Инструкцию Банка России N 117-И, установлена обязанность резидента представлять лист 2 по ПС, оформленным по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 ПС заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно, исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по ПС, оформленным на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 ПС (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 ПС не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что он является неотъемлемой частью ПС, по мнению автора, банк на основании п. 3.12.1 Инструкции N 117-И вправе отказать резиденту в подписании ПС в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 ПС.
Экспортеру необходимо принимать во внимание положения Инструкции Банка России N 117-И, в соответствии с которыми ПС должен быть оформлен резидентом до совершения валютной операции (по экспортному договору - до дня зачисления выручки на транзитный валютный счет или счет в валюте РФ экспортера) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, устанавливающих такой порядок. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять ПС до даты авизования аккредитива иностранным банком - эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.
При оформлении ПС по договору на экспорт товаров в четвертой части номера ПС, проставляемого банком ПС, указывается код вида контракта, состоящий из одного раздела - 1 ("Вывоз товаров с таможенной территории РФ"). Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один ПС в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.
Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по ПС на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях (гл. 1 Инструкции N 117-И).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в том числе по экспортным договорам, установлен Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ. Часть 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ не содержит определенных требований к документам, являющимся подтверждающими при вывозе товаров с таможенной территории РФ. Положение N 258-П также не содержит норм, устанавливающих определенные требования к подтверждающим документам, представляемым резидентом в банк ПС. Таким образом, в качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в ГТД отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в графе 1 Справки о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в ГТД указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров в графе 1 Справки может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".
В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995 и Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между РФ и Республикой Беларусь товаров. Однако факт вывоза товаров с таможенной территории РФ в Беларусь предполагает оформление ПС по договорам, заключенным с резидентами Беларуси. В данном случае в качестве подтверждающих документов могут быть приняты товарно-транспортные документы, подтверждающие отгрузку товаров, различные приемо-сдаточные акты и др.
В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк ПС справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.
При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк ПС справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.
При заполнении Паспорта сделки согласно Приложению N 4 к Инструкции N 117-И резидент обязан в графе 6 разд. 3 листа 1 проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату, исходя из условий контракта). В лист 2, как было указано выше, резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).
В контрактные сроки резиденты РФ обязаны получить выручку в иностранной валюте или валюте РФ на свои счета в уполномоченных банках, в которых были оформлены паспорта сделки по экспортным товарным контрактам, в том числе в соответствии с информацией о сроках исполнения обязательств, указанной в листах 1 и 2 ПС.
Установленный Банком России порядок зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов продолжает действовать до даты официальной отмены Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", несмотря на отмену с 01.01.2007 ст. 21 "Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке" Закона N 173-ФЗ. В соответствии с положениями Инструкции N 111-И резидент в срок не позднее 7 рабочих дней с даты зачисления средств на транзитный валютный счет представляет распоряжение на обязательную продажу (в настоящее время с указанием нулевого размера), а также справку о валютных операциях со ссылкой на номер ПС и код вида валютной операции. Согласно п. 3.8 Инструкции N 111-И операция по списанию средств с транзитного валютного счета резидента не производится, если резидентом не представлены документы, предусмотренные п. п. 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, в том числе справка о валютных операциях. Вместе с тем имеется исключение в соответствии с п. 3.9 Инструкции N 111-И, а именно: договором банковского счета (дополнением к нему) между резидентом и уполномоченным банком может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку, о которой идет речь в п. 3.4 Инструкции N 111-И.
Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Данная обязанность и срок ее выполнения (срок, предусмотренный внешнеторговым договором) установлены, как было указано выше, ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.
В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору (лист 1) и срока получения выручки (лист 2). Необходимо учитывать, что КоАП РФ устанавливает ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.
При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. На сумму денежных средств, причитающихся резиденту за вывезенные с территории РФ товары, может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара, заявленного в ГТД, исходя из которых определялась заявленная в ГТД цена товара, если риски утери или порчи товара в соответствии с условиями договора несла российская сторона. Подобная позиция изложена в Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в Приложении к Письму ФТС России в адрес региональных таможенных управлений от 12.02.2007 N 01-06/4703.
В ходе исполнения экспортного контракта может возникнуть необходимость оформления дополнения в связи с изменением иностранного контрагента - стороны по договору. В данном случае при поступлении выручки по экспортному контракту (ПС) от нерезидента, не являющегося стороной по основному договору, резидент при переводе средств с транзитного валютного счета на расчетный счет в иностранной валюте вместе с иными документами для целей валютного контроля представляет заверенную копию дополнения к договору (при отсутствии дополнения достаточно заверенной копии письма иностранного контрагента - стороны по договору в адрес экспортера, информирующего об изменении иностранного плательщика).
Возможна обратная ситуация, при которой экспортер, оформивший ПС в своем уполномоченном банке, передает право требования к нерезиденту по договору уступки требования другому резиденту. В данном случае экспортер закрывает ПС по заявлению в связи с прекращением обязательств по основаниям, предусмотренным законодательством РФ в связи с заключением сделки уступки требования (копия договора уступки требования прилагается к заявлению о закрытии ПС). На основании сделки уступки требования и экспортного договора второй резидент должен оформить ПС в своем уполномоченном банке в обычном порядке, установленном в Приложении 4 к Инструкции N 117-И и в соответствии с требованиями гл. 3 разд. II Инструкции N 117-И.
В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив. При использовании перечисленных форм расчетов оплата производится либо без отсрочки по мере предъявления к оплате коммерческих документов (например, коммерческого счета), либо путем отсроченного платежа через установленный период времени после поставки товара и предъявления к оплате коммерческих документов. В качестве дополнительного обеспечения выполнения обязательств сторон по экспортному контракту может быть предусмотрено использование банковской гарантии или ценных бумаг (простого или переводного векселя/тратты, в том числе авалированного банком импортера). При составлении платежных условий контрактов резидентам необходимо учитывать особенности требований валютного законодательства РФ применительно к валютным операциям, которые будут проводиться в рамках выбранной схемы и формы расчетов <1>.
<1> О специфике валютного контроля за валютными операциями в рамках аккредитива по экспорту см.: Третьюхина Е.А. Особенности валютного контроля при расчетах в форме документарного аккредитива // Международные банковские операции. 2007. N 3.
Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских компаний - экспортеров невозможно без эффективного использования кредитных ресурсов, предоставляемых уполномоченными банками на цели финансирования экспортных поставок. Финансовые ресурсы необходимы экспортерам для изготовления товаров, предназначенных для экспорта, организации поставок, для расчетов с поставщиками экспортных грузов, которые вывозятся на основе агентских договоров и договоров комиссии между экспортерами (агентами, комиссионерами) и российскими предприятиями (принципалами, комитентами).
Финансирование может осуществляться в форме прямого банковского кредитования в иностранной валюте или валюте РФ. При этом п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам.
В последнее время уполномоченные банки при осуществлении финансирования экспортных операций активно используют инструменты внешнего фондирования в рамках кредитных соглашений и кредитных линий с иностранными банками, в том числе с участием экспортных страховых агентств.
Указанные схемы кредитования получают большое распространение в практике работы российских банков. Их использование позволяет изыскивать финансовые ресурсы и уменьшать кредитные риски. Вместе с тем в ходе практического структурирования операций по финансированию российских экспортеров банки и их клиенты сталкиваются с рядом спорных вопросов по применению норм валютного законодательства.
В ряде случаев финансирование экспортных контрактов осуществляется уполномоченным банком через механизм экспортного аккредитива, выбранного в качестве формы расчетов по экспортному контракту и открытого банком импортера в пользу российского экспортера. Российский банк, авизующий аккредитив экспортеру, может выполнять предоставленные ему банком-эмитентом полномочия на исполнение, подтверждение аккредитива или негоциацию документов по аккредитиву (функции исполняющего, подтверждающего, негоциирующего банка).
Действия исполняющего, подтверждающего и (или) негоциирующего банка регулируются положениями Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (новая редакция вступила в силу с 01.07.2007, Публикация МТП N 600).
В рамках своих полномочий, полученных от банка-эмитента, российский банк по мере представления документов по аккредитиву, соответствующих его условиям, осуществляет платеж экспортеру-бенефициару до получения возмещения от банка-эмитента, рассматривая сумму выплаченных средств как задолженность перед ним банка-эмитента.
Использование подобных экспортных аккредитивов, в том числе с рассрочкой платежа (российский банк получает возмещение по истечении периода рассрочки), позволяет экспортерам гарантированно получать выручку в сокращенные сроки, стимулировать оборачиваемость средств и повышать эффективность экспортных операций.
Подобный вариант торгового финансирования не находит однозначного толкования в органах валютного контроля, так как в ряде случаев платеж от российского банка по аккредитиву не рассматривается ими как экспортная выручка, полученная в соответствии с требованиями валютного законодательства.
По мнению автора, зачисление валютных средств на счет экспортера российским банком, выполняющим функции исполняющего, подтверждающего и (или) негоциирующего банка, не вступает в противоречие с требованиями ст. 19 Закона N 173-ФЗ, так как осуществляется в рамках структуры аккредитива, выставленного иностранным покупателем (приказодателем) и полученного от иностранного банка - эмитента. Подобный вариант исполнения аккредитива определяется платежными условиями внешнеторгового контракта.
Учитывая, что аккредитив является наиболее выгодной формой расчетов для российских экспортеров, гарантирующей своевременное поступление валютной выручки от первоклассных банков-эмитентов (как правило, именно первоклассные банки предусматриваются в платежных условиях контрактов в качестве банков, выставляющих аккредитивы в пользу российских экспортеров), признание органами валютного контроля данных схем как соответствующих требованиям валютного законодательства может способствовать дальнейшему развитию аккредитивной формы расчетов и расширению ее использования в контрактах российских экспортеров.
В последнее время в торговой практике применяются схемы финансирования товарооборота с использованием договоров финансирования под уступку права требования кредитора к должнику, в том числе экспортера к импортеру, в форме договора факторинга. Статья 824 ГК РФ определяет понятие договора финансирования под уступку денежного требования как договор, в силу которого одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации (наряду с другими финансовыми компаниями). Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" содержит упоминание "о сделках по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме" (ст. 5). Указанные сделки не отнесены к числу банковских операций и называются в Законе в числе сделок, которые кредитные организации вправе осуществлять помимо банковских операций.
Применительно к экспортным контрактам нередко имеется потребность в финансировании экспортера уполномоченным банком сразу после поставки товара в форме уступки банку денежного требования экспортера к импортеру. Такой вид финансирования может обеспечить экспортера денежными средствами для пополнения его оборотного капитала, расчетов с поставщиками и субпоставщиками. Вместе с тем валютные операции, которые осуществляются при реализации договора финансирования под уступку денежного требования экспортера банку, не являются разрешенными в рамках действующего валютного законодательства. Денежные средства (в иностранной валюте или валюте РФ), поступающие в пользу экспортера от уполномоченного банка, не могут быть признаны выручкой по экспортному контракту в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные финансовые и факторинговые компании, так как при заключении с ними договора финансирования под уступку прав требования выручка будет получена от нерезидента, что соответствует валютному законодательству.
Таким образом, в целях расширения участия российских банков в финансировании экспортных сделок и стимулирования российского экспорта представляется целесообразным внести необходимые изменения в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ. Кроме того, в целях реализации договоров финансирования под уступку денежного требования следует разрешить осуществление валютных операций в иностранной валюте между уполномоченными банками и резидентами при выполнении обязательств сторон по договорам финансирования под уступку прав требования (дополнить ч. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
Внесение указанных изменений в Закон позволит шире развивать операции по финансированию российского экспорта и поставит уполномоченные банки в равные условия с иностранными банками и финансовыми компаниями.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию о выявленных нарушениях органу валютного контроля, имеющему право применять санкции, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 функциями органа валютного контроля наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций требованиям лицензий и разрешений, выданных ранее.
В течение длительного периода уполномоченные банки передавали информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства только по отдельным запросам Росфиннадзора. Порядок направления запросов, касающихся конкретных валютных операций и сделок, был определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2007 N 80 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации".
С 16 октября 2007 г. вступает в силу Положение Банка России от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования". В соответствии с данным нормативным актом уполномоченные банки (в том числе их филиалы) обязаны передавать в территориальное управление Банка России на регулярной основе информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным) с указанием нормативного акта, который был нарушен (пункт, часть, статья и т.д.), суммы валютной операции и даты выявленного нарушения. Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения и включает нарушения по всем видам валютных операций, проводимых по поручению резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой).
По валютным операциям, проводимым в рамках экспортных товарных контрактов, резиденты не должны допускать следующих нарушений требований валютного законодательства:
Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Переданная уполномоченными банками в Банк России информация в согласованном между ними порядке будет направляться в Росфиннадзор для принятия каких-либо решений по возникшим фактам нарушений в рамках ответственности, установленной в ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, полагаем, что в целях предотвращения случаев нарушения валютного законодательства необходимо существенно усилить взаимодействие клиентов с банками уже на этапе проработки сделок, связанных с внешнеэкономической деятельностью, подготовки условий контрактов, в том числе по экспортным договорам на поставку товаров. Как было указано выше, одним из наиболее серьезных нарушений валютного законодательства является неполучение выручки в полном объеме от экспорта товаров в установленные контрактом сроки. В связи с тем что применение в платежных условиях экспортного аккредитива, выставленного первоклассным банком страны импортера, снижает риски неполного или несвоевременного получения выручки, российским экспортерам следует более широко применять данную форму расчетов по экспортным договорам с нерезидентами. При этом уполномоченные банки, имеющие большой практический опыт работы с экспортными аккредитивами, могут оказать своим клиентам значительную помощь при структурировании платежных условий контрактов, в том числе предлагая широкий спектр банковских услуг, связанных с предэкспортным и экспортным финансированием.
Е.А.Третьюхина
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Объектом валютного контроля являются , под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:
Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
Ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;
Осуществление международных денежных переводов;
Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:
Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
Наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;
Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.
Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.
На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».
Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем по соответствующему контракту.
Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.
По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.
Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.
Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.
Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.
Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.
Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:
Оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);
Копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;
Копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;
Копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);
Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;
Ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.
Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:
Предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
Паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;
В контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;
В банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;
Экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.
При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.
Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:
Оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;
Копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;
Переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.
Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.
Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.
В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании - ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.
При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:
Реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;
Вид полученного платежа;
Распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.
Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.
Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.
Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.
Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.
Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.
Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.
Контроль за экспортными операциями (валютный контроль) осуществляют органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Органы валютного контроля - это Банк России, ГТК России, МНС России и Минфин России.
Агенты валютного контроля - это банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки). Они осуществляют валютный контроль на протяжении всего времени экспортной операции, а также являются источниками информации для органов валютного контроля.
Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере валютного контроля и осуществляет надзор за соблюдением валютного законодательства РФ. МНС России контролирует экспортные операции в части налогообложения.
Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с не зачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резиден-
тов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ
Банк России
Уполномоченный банк
ГТК России
Получение разрешения при отсрочке платежа на срок более 90 дней
Разрешения требуются не для всех вагкгтных операций и должны быть получены до начала сделки
Получение разрешения на перевод ПС в другой уполномоченный банк (в случае необходимости) 1. Представление контракта
После заключения контракта, но до проведения каких-либо операций по нему
15 календарных дней с даты принятия таможенными органами решения о выпуске товаров
.................-...........................- ^ 3. Представление ГТД. ПС
5. Поступление валютной выручки
В течение 7 календарных дней.
следующих за датой зачислстня валютной выручки
Не позднее ЭЭ календарных дней с момента фактического выпуска товаров через границу РФ. кроме специально установленных случаев
В течение 7 дней с момента поступления валютной выручки
Рисунок 3 - Схема валютного контроля экспортных операций
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.
На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».
Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.
Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.
Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт - это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.
По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.
Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.
Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке.
Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.
Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.
Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) «(число)» (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.
Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:
Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:
При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.
Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:
Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.
Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.
В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании - ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.
При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:
Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.
Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.
Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат осязательной продаже и зачислению на счет экспортера.
Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.
Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.
Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -