В соответствии с действующим
законодательством индивидуальные
предприниматели уплачивают страховые
взносы со своих доходов в Пенсионный фонд
РФ и фонды обязательного медицинского
страхования.
По платежам в Фонд
социального страхования РФ индивидуальные
предприниматели являются добровольными
плательщиками, что установлено
Инструкцией, утвержденной Постановлением
Фонда социального страхования РФ, Минтруда
России, Минфина России и Госналогслужбы
России от 02.10.1996 N 162/2/87/07-1-07 "О порядке
начисления, уплаты страховых взносов,
расходования и учета средств
государственного социального
страхования".
На 2000 г. тарифы страховых
взносов определены Федеральным законом от
20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на
2000 год", в соответствии с которым
индивидуальные предприниматели уплачивают
страховые взносы по следующим тарифам:
1. В Пенсионный фонд РФ - в размере 20,6
процента дохода от предпринимательской
либо иной деятельности за вычетом расходов,
связанных с его извлечением.
Для
индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, тариф установлен в
размере 20,6 процента доходов, определяемых
исходя из стоимости патента.
Кроме
того, следует учитывать, что если
индивидуальные предприниматели, в том
числе иностранные граждане, лица без
гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы и
занимающиеся частной практикой нотариусы,
осуществляют прием на работу по трудовому
договору или выплачивают вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, то они обязаны уплачивать
страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации в размере 28 процентов
от выплат в денежной и (или) натуральной
форме, начисленных в пользу работников и
иных физических лиц, за исключением
индивидуальных предпринимателей, по всем
основаниям независимо от источников
финансирования.
2. В фонды
обязательного медицинского страхования - в
размере 3,6 процента (из них 0,2% - в
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования) дохода от
предпринимательской либо иной
деятельности за вычетом расходов,
связанных с его извлечением.
Для
индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, тариф установлен от
доходов, определяемых исходя из стоимости
патента.
Кроме того, следует учитывать,
что если индивидуальные предприниматели, в
том числе иностранные граждане, лица без
гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы и
занимающиеся частной практикой нотариусы,
осуществляют прием на работу по трудовому
договору или выплачивают вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, то они обязаны уплачивать
страховые взносы в ФОМС в размере 3,6
процента от выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начисленных в пользу
работников и иных физических лиц, за
исключением индивидуальных
предпринимателей, по всем основаниям
независимо от источников финансирования.
От уплаты страховых взносов по всем
государственным внебюджетным фондам в 2000 г.
освобождены индивидуальные
предприниматели, в том числе иностранные
граждане, лица без гражданства, проживающие
на территории Российской Федерации,
частные детективы и занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся
инвалидами I, II и III групп и получающие
пенсии по инвалидности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в
части доходов от их деятельности.
Индивидуальные предприниматели,
применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности в
соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.1995 N 222-ФЗ, сумму, причитающуюся к уплате в
Пенсионный фонд, рассчитывают в порядке,
определенном Письмом ПФР от 31.12.1999 N
КА-16-27/11925.
Согласно порядку уплаты
страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденному Постановлением
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред.
Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ), уплата
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
индивидуальными предпринимателями
производится в сроки, которые определены
для этой категории работающих граждан
законодательством Российской Федерации о
подоходном налоге с физических лиц.
Плательщики страховых взносов -
индивидуальные предприниматели,
являющиеся субъектами малого
предпринимательства, уплачивают страховые
взносы в сроки, установленные органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации для уплаты стоимости
патента.
Сроки уплаты страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование определены п.5 Положения о
порядке уплаты страховых взносов в
Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования,
утвержденного Постановлением Верховного
Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1.
Предприниматели без образования
юридического лица уплачивают взносы в
сроки, определенные для этой категории
граждан законодательством РФ о подоходном
налоге с физических лиц (предприниматели,
перешедшие на уплату стоимости патента, - в
сроки, установленные для его оплаты).
За
нарушение установленного порядка уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ к
плательщикам в соответствии с п.6 Порядка
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
применяются следующие штрафные санкции:
- начисление пени на сумму недоимки за
каждый день просрочки в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки
рефинансирования Центробанка России;
-
взыскание 10 процентов причитающихся со дня
государственной регистрации или получения
лицензии (для граждан, осуществляющих
лицензируемые виды деятельности) и уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд за
несвоевременную регистрацию в качестве
плательщика страховых взносов;
-
взыскание 10 процентов начисленных за
отчетный год страховых взносов в
Пенсионный фонд исходя из фактического
дохода плательщиков за непредставление в
установленные сроки либо представление
неполных и (или) недостоверных сведений о
суммах доходов, необходимых для исчисления
авансовых платежей в Пенсионный фонд, и
других сведений, представляемых в
соответствии с Федеральным законом от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного
страхования";
- взыскание 10 процентов
причитающихся за отчетный квартал к уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд за
непредставление в установленные сроки
расчетной ведомости, а также сведений,
указанных в п.2 Порядка уплаты и
представляемых в соответствии с
Федеральным законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования",
либо представление неполных и (или)
недостоверных сведений.
Такая мера
ответственности, как взыскание всех
сокрытых или заниженных при начислении
страховых взносов в Пенсионный фонд сумм
выплат в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых являются выполнение
работ и оказание услуг, авторским
договорам, и штрафа в размере той же суммы, а
при повторном нарушении - штрафа в двойном
размере, установленная также п.7 Порядка, не
применяется согласно Определению
Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 195-О и
Письму ПФР от 27.01.2000 N КА-09-27/657 "О порядке
применения финансовых санкций".
При
взыскании штрафных санкций за сокрытие
(занижение) фонда оплаты труда в
соответствии с Письмом ПФР от 27.03.2000 N
МЗ-16-27/2425 следует применять ст.122 части
первой НК РФ, согласно которой неуплата или
неполная уплата страховых взносов в
результате занижения облагаемой базы
влечет за собой взыскание штрафа в размере
20 процентов неуплаченных сумм страховых
взносов.
Неуплата или неполная уплата
страховых взносов, совершенные умышленно,
влечет за собой взыскание штрафа в размере
40 процентов от неуплаченных сумм налога.
В соответствии с Федеральным законом от
02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на
2000 год" за нарушение сроков уплаты
страховых взносов плательщику страховых
взносов начисляется пеня за каждый день
просрочки в размере одной трехсотой
действующей в это время ставки
рефинансирования Центробанка РФ.
К
плательщикам страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования
применяются и другие штрафные санкции,
предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в
частности:
1. За нарушение срока
регистрации в качестве страхователя к
плательщику применяется санкция,
установленная ст.116 Налогового кодекса, -
штраф в размере пяти тысяч рублей, а за
нарушение срока регистрации в качестве
страхователя на срок более 90 дней - штраф в
размере 10 тысяч рублей.
2. За ведение
плательщиком, обязанным уплачивать
страховые взносы, деятельности без
регистрации в качестве страхователя в
исполнительном органе Фонда к указанной
организации (физическому лицу) применяется
санкция, установленная ст.117 Налогового
кодекса, - штраф в размере 10 процентов
выплат, начисленных в пользу работников в
период такой деятельности, но не менее 200
тысяч рублей; а за ведение деятельности без
регистрации в качестве более 90 дней - штраф
в размере 20 процентов выплат, начисленных в
пользу работников в период такой
деятельности.
3. За непредставление в
установленный срок расчетной ведомости по
средствам социального страхования к
страхователю применяется санкция,
установленная ст.119 Налогового кодекса, -
штраф в размере 5 процентов от
причитающейся к уплате суммы страховых
взносов за каждый полный или неполный месяц
со дня, установленного для ее
представления, но не более 30 процентов
указанной суммы и не менее 100 рублей, а за
непредставление расчетной ведомости в
течение более 180 дней по истечении
установленного срока ее представления -
штраф в размере 30 процентов причитающейся к
уплате на основе указанной расчетной
ведомости суммы страховых взносов и 10
процентов суммы страховых взносов,
подлежащей уплате на основе указанной
расчетной ведомости, за каждый полный или
неполный месяц начиная со 181-го дня.
4. За
неуплату или неполную уплату сумм
страховых взносов в результате занижения
установленной базы для начисления
страховых взносов (выплат, начисленных в
пользу работников), иного неправильного
исчисления сумм страховых взносов или
других неправомерных действий
(бездействия) к страхователю применяется
санкция, установленная ст.122 Налогового
кодекса, - штраф в размере 20 процентов от
причитающейся к уплате суммы страховых
взносов; а при умышленном совершении
указанных деяний - штраф в размере 40
процентов от причитающейся к уплате суммы
страховых взносов.
Кроме того, за
незаконное воспрепятствование доступу
должностного лица исполнительного органа
Фонда, проводящего проверку полноты и
правильности уплаты плательщиком
страховых взносов, на территорию или в
помещение страхователя к плательщику
применяется санкция, установленная ст.124
Налогового кодекса, - штраф в размере пяти
тысяч рублей.
За непредставление
плательщиком в установленный срок в
исполнительный орган Фонда документов и
(или) иных сведений, предусмотренных
законодательством, к страхователю
применяется санкция, установленная п.1 ст.126
Налогового кодекса, - штраф в размере 50
рублей за каждый непредставленный
документ.
Перечисленные выше меры
ответственности, предусмотренные НК РФ,
применяются также и за нарушение порядка
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
РФ.
Плательщики страховых взносов,
перешедшие на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов
деятельности" (в ред. Федерального закона от
31.03.1999 N 63-ФЗ), уплачивают страховые взносы в
порядке, установленном указанным
Федеральным законом.
При этом суммы
единого налога, уплачиваемые
индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими свою деятельность без
образования юридического лица, зачисляются
в:
а) бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты - 75% общей суммы
единого налога;
б) государственные
внебюджетные фонды - 25% общей суммы единого
налога, из них в Пенсионный фонд РФ - 22,725%, в
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования - 0,125%; в
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования - 2,150%.
Подписано в печать
10.07.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 8
Кто платит страховые взносы в 2019 году по новым тарифам – читайте в статье, здесь все ставки взносов в наглядных таблицах с учетом изменений, а также бесплатные справочники и полезные ссылки.
Без проблем платить взносы помогут следующие ссылки:
Программа "БухСофт" автоматически формирует, проверяет на контрольные соотношения и передает в ФНС отчетность по взносам. Вы можете проверить любую форму отчетности всеми проверочными программами ФНС и ПФР. Протестируйте любой отчет бесплатно:
Протестировать отчетность онлайн
Ознакомившись с новыми тарифами страховых взносов, не забудьте посмотреть следующие документы, они помогут в работе:
Как вы знаете, обязательные страховые взносы начисляют на вознаграждения физлицам - сотрудникам, исполнителям по договорам ГПХ, собственникам исключительных прав, авторам и т.д. Соответственно, обязанность рассчитывать, начислять и платить страховые взносы 2019 возлагается на фирмы и предпринимателей, которые выступают:
Чтобы перечислить безналичный платеж в ФНС или в ФСС, необходимо заполнить платежное поручение по правилам, которые установил Банк России. Наглядная памятка по оформлению всех реквизитов платежки приведена в окне ниже, ее можно скачать:
В программе БухСофт правильные платежные поручения формируются бесплатно. Попробуйте заполнить платежку онлайн.
Составить платежное поручение
Законодательством установлены 4 вида платежей во внебюджетные фонды:
Кто перечисляет платежи:
Предприниматели, не привлекающие наемных работников, платят взносы «за себя».
От чего зависит величина тарифа? На него влияют 3 показателя:
Количество рабочих дней в 2019 году значения не имеет.
Лимиты по годовой сумме вознаграждений физлицу по взносам впервые были установлены с 2011г. Их утверждает Правительство РФ на каждый предстоящий год. Смысл этих лимитов в том, что взносы по обычным ставкам начисляются по-разному в зависимости от того, превысила ли сумма выплат физлицу по накоплению с начала года предельную величину.
Пока что лимиты ежегодно повышаются. Причем до 2015г. лимиты утверждались не только по взносам на ОПС и взносам на ОСС по больничным и материнству, но и по платежам на ОМС. Сейчас предельные значения годовых выплат по медицинским взносам отменены. Подробнее об ограничениях по вознаграждениям физлиц читайте в таблице 1.
Таблица 1. Лимиты по доходам для страховых взносов в 2019 году
Лимит по годовым выплатам |
|||
на ОПС |
на ОСС |
на ОМС |
|
Взносы |
Ставка, % |
Основание |
Обязательное пенсионное страхование |
22 – если совокупный доход работника меньше годового лимита |
п. 1 ст. 426 НК РФ |
10 – если суммарный доход работника превысил годовой лимит |
||
Обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства |
2,9 – если суммарный доход работника не достиг годового лимита |
п. 2 ст. 426 НК РФ |
0 – если совокупный доход работника превысил годовой лимит |
||
На травматизм |
0,2 – 8,5. Тарифы устанавливаются для каждого предприятия индивидуально в зависимости от класса профессионального риска. Предельная база не устанавливается |
ст. 1 Закона 179-ФЗ от 22.12.2005 |
На обязательное медицинское страхование |
5,1 - предельная величина базы не устанавливается |
п. 3 ст. 426 НК РФ |
С 2019г. величина платежей для «самозанятых» граждан зафиксирована. К категории «самозанятых» относятся ведущие бизнес без сотрудников предприниматели и частнопрактикующие лица, в том числе:
По действующим правилам такие бизнесмены перечисляют страховые взносы в 2019 году только «за себя» - то есть пенсионные и медицинские. Причем размер пенсионного платежа зависит от годового «налогового» предпринимательского дохода предпринимателя или частнопрактикующего лица. Подробнее об этом читайте в таблице 3.
Страховые платежи |
Ставка |
|
В 2018г. |
В 2019г. |
|
В ПФР (если годовой доход не более 300 000р.) |
||
В ФОМС (независимо от размера дохода) |
||
В ПФР с доходов свыше 300 тыс.руб. |
1%, не более 212 360 руб. |
1%, не более 234 832 руб. |
Вносить платежи на соцстрах «самозанятые» граждане не должны, но могут делать такие перечисления добровольно.
Дополнительные тарифы предусмотрены законодательством только для отчислений на обязательное пенсионное страхование. Такие отчисления делают работодатели, у которых работники трудятся во вредных или опасных условиях. Условия труда могут быть признаны вредными или опасными:
Величина дополнительных отчислений зависит от того, была ли проведена специальная оценка условий труда.
Вид работодателя |
|||
Пенсионные |
Социальные |
Медицинские |
|
Плательщики УСН, занятые в видах деятельности, перечисленных пп.5 п.1 ст.427 НК РФ (при уплате взносов до 2019 года) |
|||
Плательщики ЕНВД, занятые аптечной и фармацевтической деятельностью (льготные тарифы применяются только к зарплате фармацевтических работников) (при уплате взносов до 2019 года) |
|||
ИП, перешедшие на ПСН, выполняющие требования пп.9 п.1 ст.427 НК РФ (при уплате взносов до 2019 года) |
|||
С 2019г. для большинства плательщиков льготные тарифы отменяются – например, для:
У кого сохраняется право на платежи по сниженным ставкам, смотрите в таблице 7.
Таблица 7. Пониженные тарифы платежей в 2019г.
Вид работодателя |
Ставки платежей на обязательное страхование, % |
||
Пенсионные |
Социальные |
Медицинские |
|
Плательщики УСН, занятые в видах деятельности, перечисленных пп.5 п.1 ст.427 НК РФ |
|||
Плательщики ЕНВД, занятые аптечной и фармацевтической деятельностью (льготные тарифы применяются только к зарплате фармацевтических работников) |
|||
ИП, перешедшие на ПСН, выполняющие требования пп.9 п.1 ст.427 НК РФ |
|||
Некоммерческие организации – упрощенщики, выполняющие условия пп.7 п.1 ст.427 НК РФ |
|||
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения |
|||
Предприятия-резиденты «Сколково» |
|||
Организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий |
|||
Работодатели в Крыму, порту Владивосток и в зонах опережающего хозяйственного развития |
|||
Работодатели экипажей судов, внесенных в Российский международный реестр судов |
В 2019 году страховые взносы надо рассчитывать с учетом новой предельной базы. Смотрите ставки страховых взносов на 2019 год, которые мы собрали в удобной таблице.
Страховые взносы это обязательные платежи:
В 2019 году изменилась предельная база для расчета взносов (постановление Правительства от 28.11.2018 № 1426).
Таблица 1. База для начисления страховых взносов в 2019 году
Тариф страхового взноса – это величина страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов (п. 1 ст. 428 НК РФ).
Таблица 2 . Тарифы страховых взносов
Вид взносов |
База для исчисления страховых взносов |
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы |
С суммы выплат свыше установленной предельной величины базы |
Обязательное пенсионное страхование |
Выплаты физическим лицам |
||
Страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Выплаты гражданам РФ |
||
Выплаты: иностранным гражданам; лицам без гражданства, временно пребывающих в РФ* |
|||
Обязательное медицинское страхование |
Выплаты физическим лицам |
Примечание:
Можно заранее оценить, есть ли возможность больше сэкономить на страховых взносах или компания уже рискует попасть в и на зарплатную комиссию. Оцените вероятность претензий и заранее запаситесь аргументами для инспекторов.
Страховые взносы от несчастных случаев рассчитываются в процентах к оплате труда в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
Таблица 3 . Тарифы страховых взносов от несчастных случаев
Класс профессионального риска |
Размер тарифа страхового взноса |
Пониженные страховые взносы вправе применять организации и ИП на УСНО, если выполняются следующие условия:
Таблица 4 . Ставки пониженных страховых взносов в 2019 году по выплатам в пределах предельной величины базы
Группа плательщиков страховых взносов |
ОСС на ВНиМ |
ОМС** |
||
По выплатам гражданам РФ |
По выплатам: иностранным гражданам; лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ* |
|||
|
||||
|
||||
Организации РФ, ведущие деятельность в области ИТ |
||||
Организации со статусом участников проекта «Сколково» |
||||
|
Примечание:
*Кроме иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов.
**В данном виде взносов предельная величина базы не устанавливается.
Дополнительные страховые взносы устанавливаются для некоторых категорий работников по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 428 НК РФ).
Таблица 5 . Дополнительные тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, если проведена спецоценка условий труда
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Допустимый |
||
Оптимальный |
Таблица 6 . Дополнительные тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, если не проведена спецоценка
ИП платят взносы с выплат и вознаграждений, которые начисляются в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и договоров гражданско-правового характера выполнение работ, оказание услуг (п.1 ст. 419 НК РФ). Также ИП платят обязательные страховые взносы «за себя» на ОПС и ОМС (ст. 430 НК РФ).
Таблица 7 . Фиксированные платежи по страховым взносам с ИП за себя
Вид страховых взносов |
На ОПС |
На ОМС |
Если размер дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. руб. |
||
Если размер дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. руб. |
29 354 руб. + 1,0% суммы дохода плательщика, который 300 тыс. руб. за расчетный период. |
Правительство приняло принципиальное решение и установило в начале 1992 года одинаковый для всех получателей размер трудовой пенсии в размере 342 рублей в месяц, а затем индексировало именно эту величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. По существу лишь этот критерий лежал в основе принятия решений о частоте, форме и размерах индексационных выплат.
В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.
В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.
Однако гораздо более серьезный недостаток сложившейся в 1993–1994 годы системы пенсионного обеспечения в России связан с проблемой максимальной пенсии. К 1997 году максимальная пенсия не могла быть больше чем 3 минимальные пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, - 3,5 минимальные пенсии. В связи с тем, что размер минимальной пенсии (без введенной Указом Президента РФ в 1995 году компенсационной выплаты) был крайне низок (в конце 1996 года составлял 26% официального прожиточного минимума пенсионера), размер максимальной пенсии был также невысок. С учетом всех возможных надбавок и льгот максимальная пенсия (без компенсационной выплаты) в тот период превышала прожиточный минимум пенсионера всего на 15%. Это привело к фактической ликвидации дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений из-за того, что в то время практически все лица, достигающие пенсионного возраста, предъявляли справку о заработной плате, достаточной для назначения максимальной пенсии.
Дополнительной формой материальной поддержки пенсионеров стала компенсационная выплата, введенная указом Президента РФ в мае 1995 года, наибольшая (в начале 1997 года – 150 рублей в месяц, достигшая к середине 2000 года 300 рублей) для тех, кто получает пенсию в минимальном размере и наименьшая – для тех, у кого пенсия максимальная. Тем самым, фактическая минимальная пенсия была поднята до 85% прожиточного минимума пенсионера, что было положительным шагом. Однако в еще большей степени оказался уменьшенным разрыв между минимальной и максимальной пенсиями.
Низкий размер пенсии и «уравниловка» обусловили введение с 1998 года нового метода расчета государственных пенсий - исходя из индивидуального коэффициента пенсионера, по которому сумма получаемой пенсии номинально не была ограничена максимальным размером (хотя при расчете самого индивидуального коэффициента определенные ограничения применялись). Механизм расчета индивидуального коэффициента пенсионера в модифицированном виде применяется в настоящее время при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся на основе двух показателей:
1. Первый показатель рассчитывался путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную зарплату по стране за один и тот же период.
По действовавшему законодательству периоды, за которые определяется среднемесячный заработок для начисления пенсий, составляли:
для вновь назначаемых пенсий – 24 месяца работы перед обращением за пенсией или любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;
для перерассчитываемых пенсий – периоды, за который была начислена пенсия ранее.
Начиная с 1 февраля 1998 года размер среднемесячного заработка утверждался Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября). Данные о размере среднемесячного заработка по стране (с 1960 года в РСФСР, с 1991 года в Российской Федерации) публиковались Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом, в начале введения данного механизма (в 1998 году) отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивалось размером 0,7, а затем поэтапно увеличивалось: 0,8; 0,95; 1,2.
2. Второй показатель учитывал трудовой стаж и представлял собой размер пенсии в процентах.
Размер пенсии в процентах при требуемом стаже составлял 55% (0,55).
Требуемый трудовой стаж для получения пенсии по старости был равен:
для мужчин – не менее 25 лет
для женщин – не менее 20 лет
К 55% прибавлялся 1% за каждый год, проработанный сверх необходимого. Однако суммарная величина второго показателя не могла превышать 75% (0,75).
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения первого показателя на второй:
При осуществлении расчета пенсии исходя из индивидуального коэффициента пенсионера ее размер определялся умножением индивидуального коэффициента пенсионера на размер среднемесячной заработной платы в стране, который регулярно повышался (например: 1 февраля 1998 г. – 760 р., 1 мая 1999 г. – 851 р., 1 февраля 2000 г. – 1175 р., 1 ноября 2001 г. – 1671 р.).
Но все преобразования в пенсионной системе России не позволили преодолеть проблемы, связанные с назначением пенсий и вызванные, в основном, демографическими факторами, вследствие чего в начале XXI века назрела необходимость коренных преобразований и перехода к новому этапу развития пенсионного страхования в нашей стране.
Какие тарифы страховых взносов в 2018 году закреплены в НК РФ? Изменились ли тарифы в ПФР, ФСС и ФФОМС? Сохранилось ли действие пониженных тарифов страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН? Приведем таблицу со ставками страховых тарифов на 2018 год.
В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:
При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.
Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.
Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.
Пример
В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.
Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.
В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. « ».
База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица
Тарифы пенсионных, медицинских и страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2018 году не изменятся (Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ). Так, если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2018 года нужно начислять взносы по основным тарифам. Они указаны в таблице:
С зарплаты сотрудников, которые заняты во вредных и опасных условиях, работодатели платят дополнительные страховые взносы. Тарифы зависят от результатов спецоценки или их отсутствия (п. 3 ст. 428 НК РФ).Если же специальную оценку условий труда не проводили и классы условий труда по состоянию на 2018 год, то применяйте такие дополнительные тарифы.