Если клиент попал в сложную жизненную ситуацию, он может воспользоваться программой АИЖК от Сбербанка, предусматривающей различные варианты реструктуризации действующей задолженности, в том числе смену валютной ипотеки на рублевую со снижением процентной ставки.
Увеличение задолженности по ипотеке становится для России достаточно крупной проблемой, особенно ощутимой на фоне снижения доходов и роста цен. Закредитованность порождает целый комплекс взаимосвязанных сложностей, например, снижение покупательской способности и замедление роста экономики. Для решения этой проблемы была запущена федеральная программа помощи ипотечным заемщикам.
Как уже упоминалось выше, программа помощи АИЖК по ипотеке в Сбербанке представляет собой реструктуризацию долга. В обычной ситуации реструктуризация возможна только для добросовестных плательщиков, исполняющих свои обязательства без просрочек на протяжении определенного срока (от полугода). В этом случае имеется возможность объединить несколько кредитов в один и даже перенос долга из одного банка в другой.
По льготной программе возможна реструктуризация долгов только в Сбербанке, т.е. перекредитоваться, к примеру, в ВТБ, не получится. Кроме того, рефинансирование ипотеки возможно для определенных категорий людей, попавших в сложную финансовую ситуацию, т.е. «по умолчанию» не имеющих достаточных средств для обслуживания кредита.
Государство в лице АИЖК по программе помощи ипотечным заемщикам в 2018 году в Сбербанке гарантирует не только пересмотр условий займа, но и дополнительные возможности:
Срок программы АИЖК в Сбербанке определен – получить реструктуризацию можно только до конца 2017 года. Будет ли программа продлена дальше, целиком и полностью зависит исключительно от намерений Правительства.
Банк не может предоставлять меньше льгот, чем предусмотрено государством, так как его затраты финансируются государством. Тем не менее, Сбербанк готов предложить лояльным клиентам с хорошей кредитной историей еще более выгодные условия. Какие именно – будет решаться на переговорах.
Кроме того, Сбербанк готов предоставить реструктуризацию не только по ипотеке, но и по автокредиту, и по обычному потребительскому займу. Однако в этих случаях рассчитывать на помощь государства не приходится, это исключительно инициатива Сбербанка.
Важен еще один момент: несмотря на то, что программа помощи ипотечникам реализуются АИЖК, обращаться за пересмотром условий договора нужно в сам Сбербанк.
Как уже говорилось выше, при обычной реструктуризации претендовать на пересмотр условий могут только платежеспособные заемщики. В случае с господдержкой ситуация диаметрально противоположная: на помощь по программе АИЖК по ипотеке Сбербанк могут рассчитывать социально незащищенные слои населения:
Обязательными условиями получения в Сбербанке по программе помощи АИЖК являются:
К примеру, претендовать на получение помощи может семья с двумя несовершеннолетними детьми, оформившая долларовую ипотеку в 2012 года (размер выплат с тех пор возрос в 2 раза, т.е. на 100%).
По программе АИЖК господдержки заемщиков критерии Сбербанка в целом дублируют положения федерального программы, при этом вводятся дополнительные основания для осуществления реструктуризации:
Цель заемщика – показать, что он очутился в затруднительном финансовом положении, но при этом не отказывается от своих обязательств и готов их исполнять, если банк предоставит ему более лояльные условия.
Для финансовой помощи или проведения выгодной реструктуризации залоговое помещение заемщика также должно соответствовать определенным параметрам.
Так, в Сбербанке по программе поддержки АИЖК критерии ипотечной квартиры таковы:
Стоит отметить, что в Сбербанке по АИЖК программе поддержки ипотечных заемщиков не делается различий между типами жилья – льготы можно получить на квартиры на первичном и вторичном рынках, а также при участии в долевом строительстве (даже если жилье еще не достроено).
В соответствии с требованиями программы АИЖК Сбербанк документы необходимо подготовить заемщику самостоятельно. В минимальный пакет входят:
Если плательщик будет включен в программу помощи заемщикам АИЖК Сбербанк, то он получит на руки новый договор, предусматривающий более лояльные условия ипотеки. Помощью можно будет воспользоваться только один раз.
На сегодняшний день предусмотрено два варианта оказания финансовой помощи нуждающимся плательщикам:
Отметим, что второй вариант реализуются в подавляющем числе случаев. По программе помощи ипотечным заемщикам АИЖК и Сбербанк предлагают следующие виды реструктуризации:
Отметим, что первый вид реструктуризации применяется банком всегда, остальные – по желанию.
Заемщику нужно подсчитать, какой из видов помощи – снижение общего долга или временное сокращение размера платежей – окажется ему более выгодным. Возможно, принять правильное решение ему поможет специалист Сбербанка по ипотеке или юрист.
Кроме того, если клиент попал в сложную финансовую ситуацию и допустил просрочки, то он может попросить о списании начисленных штрафов. Как правило, банки охотно идут на такой шаг, особенно, если клиент смог стать участником программы АИЖК.
Таким образом, программа АИЖК от Сбербанка рассчитана на ипотечных заемщиков, столкнувшихся с финансовыми трудностями. Они могут получить одну из двух видов финансовой помощи: уменьшение основного долга или реструктуризация на льготных условиях. Главное – показать, что заявитель является добросовестным заемщиком, которому надо немного помочь, и он продолжит платить по своим обязательствам в прежнем режиме.
Правительство возобновляет поддержку ипотечных заемщиков, попавших в трудную финансовую ситуацию. Формально помощь предусмотрена по рублевым и валютным ссудам, но воспользоваться ей смогут в основном валютные заемщики
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Правительство опубликовало на официальном сайте условия возобновленной программы помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложные финансовые обстоятельства. Как следует из постановлен ия правительства, обновленная программа, позволяющая гражданам получить помощь от государства, будет жестче, чем предыдущая. Ключевое изменение в том, что хотя формально обновленная программа действует как для рублевых, так и для валютных кредитов, фактически под нее подпадают только валютные ипотечные заемщики и люди, у которых кредит в рублях, но с переменной ставкой.
Совокупный объем обновленной программы составляет 2 млрд руб., говорится в документе. Ее продление позволит реструктурировать не менее 1,3 тыс. ипотечных кредитов, указано на сайте правительства. В рамках обновленной программы банки реструктурируют проблемную валютную ипотеку по рублевой ставке для клиента не выше 11,5% или рублевую проблемную ипотеку по ставке не выше ставки, действовавшей на дату реструктуризации кредита.
Сама программа вступает в силу через семь дней после публикации на сайте официальной правовой информации, то есть 22 августа, пояснил Алексей Ниденс, управляющий директор Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК, оператор программы). «Но заемщики могут обратиться за консультацией и подать банкам заявку на участие в программе уже сейчас — порядок работы по программе уже хорошо знаком большинству кредитных организаций», — говорит Ниденс. С 22 августа банки-участники программы господдержки смогут направлять заявки своих заемщиков на рассмотрение в АИЖК, пояснила заместитель председателя правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова. Сроки конца программы не установлены в документе — она закончится по мере исчерпания предоставленных АИЖК средств.
Как уточнили в АИЖК, в программе будет участвовать 97 банков, сотрудничавших с АИЖК и ранее по предыдущей версии программы. РБК опросил крупные ипотечные банки, однако вечером положительный ответ об участии в обновленной программе оперативно смогли дать только Сбербанк, Абсолют Банк и Совкомбанк. Остальные опрошенные участники ипотечного рынка не успели ответить на запрос РБК.
Госпрограмма поддержки ипотечных заемщиков была запущена в апреле 2015 года и действовала до мая 2017 года. На первый вариант программы правительство выделяло 4,5 млрд руб. По факту программа завершилась досрочно — банки в марте 2017 года выбрали предоставленный лимит.
Изначально программа предусматривала реструктуризацию рублевых и валютных ипотечных кредитов по ставке не выше 12% годовых и компенсацию части ежемесячного платежа (но не более 1,5 млн руб. в совокупности). С декабря 2016 года семье с одним или двумя детьми максимальный размер помощи составлял 20%, но не более 600 тыс руб. Для всех остальных категорий граждан, перечисленных в постановлении (в том числе для граждан с ограниченными возможностями, ветеранов) — 30% и 1,5 млн руб.
По данным банков — участников программы, за период ее реализации поступило свыше 50 тыс. заявок граждан на реструктуризацию ипотечных жилищных кредитов. Из них помощь была одобрена 19 тыс. заемщикам. Как писала газета «Коммерсантъ», 16 тыс. заявок на момент окончания программы соответствовали требованиям, однако не были реструктурированы из-за исчерпания фонда АИЖК. Теперь этим заемщикам придется обратиться за помощью повторно, указано в новом постановлении правительства.
Что нового в условиях программы?
Основное отличие новой программы от старой, как раз и отсекающее проблемных рублевых заемщиков, оформлено как новое условие участия в программе для заемщиков, которого раньше не было. А именно: принять участие в программе можно будет лишь в случае резкого роста размера ежемесячного платежа — не менее чем на 30%. «В итоге, как уточняет директор дирекции ипотечного кредитования банка ТКБ Вадим Пахаленко, фактически под программу подпадают только валютные ипотечные заемщики и люди, у которых кредит в рублях, но с переменной ставкой».
«Надо понимать, что первая волна программы по поддержке попавших в трудную ситуацию ипотечников была больше ориентирована на держателей рублевых кредитов — лишь небольшая доля из выделенных ранее 4,5 млрд руб. пришлась на валютных ипотечников, — говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. — Но проблема валютных ипотечников остается, и, видно, правительство решило сделать такую отсечку для рублевых ипотечников, чтобы решить хотя бы частично вопросы первых. Я думаю, что это вполне справедливо, учитывая, что на вторую волну выделено всего 2 млрд руб.».
Раньше подход бы иной. По словам директора департамента кредитования розничного бизнеса Абсолют Банка Елены Ковырзиной, во время работы прошлой программы в их банке основная часть реструктуризации пришлась на клиентов с рублевой ипотекой — таковых оказалось 65% от общего количества, получивших поддержку. Также нельзя будет реконструировать недавно выданную ипотеку. В новом постановлении уточняется, что подать заявку на участие в программе можно только в том случае, если «жизнь» кредита уже превысила один год.
Залоговое жилье, как и предусматривалось ранее, должно быть единственным жильем семьи заемщика начиная с 30 апреля 2015 года до даты подачи заемщиком заявки на участие. Но АИЖК теперь самостоятельно будет проверять данные из Единого государственного реестра недвижимости, добавляет Ниденс. Как поясняет один из участников обсуждения продления программы, было это сделано для того, чтобы снять с граждан финансовую нагрузку на подготовку документов — выписка на одного из членов семей обходится где-то в 1,5 тыс. руб.
Еще одно новшество — это создание межведомственной комиссии, которая будет вправе принимать решение об оказании поддержки гражданам, которые остро нуждаются в помощи, но формально не соответствуют необходимым двум условиям программы, пояснил Ниденс. Такая комиссия нужна для принятия решения в пограничных ситуациях — например, когда площадь квартиры превышает установленный норматив на 1 кв. м. Также по решению комиссии в исключительных случаях объем помощи от государства может быть увеличен, но не более чем два раза, уточнил Ниденс.
Состав комиссии должен быть определен до 1 сентября 2017 года. Она будет состоять из представителей федеральных органов исполнительной власти, Банка России, депутатов Госдумы и уполномоченного по правам человека, сказали в пресс-службе Минстроя. «Сейчас идет финализация и подготовка к утверждению документов, необходимых для начала полноценной работы комиссии.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 17, ст. 2567; № 50, ст. 7179; 2016, № 50, ст. 7089; 2017, № 8, ст. 1245).
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
до 1 сентября 2017 г. создать межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвердить положение об указанной комиссии, состав и порядок ее работы;
направить акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" в установленном порядке денежные средства в размере 2 млрд. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1579-р в качестве взноса в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на цели возмещения убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, в случае, если указанные ипотечные жилищные кредиты (займы) реструктурированы в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования".
4. Рекомендовать акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" до увеличения уставного капитала в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и пунктом 3 настоящего постановления направить собственные денежные средства в размере не более 500 млн. рублей на возмещение кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации на условиях программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и разрешить использовать полученные в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящего постановления денежные средства на возмещение затрат акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования", возникших при реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в соответствии с настоящим пунктом.
5. В случае если заявления заемщиков о реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) поступили до вступления в силу настоящего постановления, но не были удовлетворены, возмещение убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, может быть осуществлено в случае повторного обращения заемщика при условии соблюдения основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в редакции настоящего постановления.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961
Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 г. № 373
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961)
1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).
2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.
4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.
5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).
Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.
6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.
7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.
8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:
граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;
граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;
граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;
граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;
б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);
в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);
г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;
д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;
е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.
9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.
10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:
а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);
б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);
в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);
г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.
11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.
12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).".
Уточнены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Изменения позволят продолжить программу и реструктуризировать не менее 1,3 тыс. кредитов (займов).
Предусмотрено создание Минстроем России межведомственной комиссии, которая сможет принимать решения в т. ч. об увеличении размера возмещения заемщикам.
Кроме того, Министерству поручено направить Агентству ипотечного жилищного кредитования 2 млрд руб. на цели программы.
После очередного обвала российского рубля 2014-2015 гг. ипотечные заемщики, взявшие кредит в валюте, столкнулись с необходимостью выплачивать банку огромные суммы. И вовсе не те, на которые они рассчитывали, заключая кредитный договор. Попав в финансовую кабалу, они обратились за помощью к государству.
Вначале чиновники всех мастей убеждали недовольных граждан, что резко выросший долг – это следствие их жадности и непредусмотрительности. Но затем государственные мужи все-таки разработали программу помощи ипотечным заемщикам. Правда, не для всех должников, пострадавших от существенного падения национальной валюты.
Программа помощи действует с 2015 года. Однако желающих решить свои финансовые проблемы за счет государства оказалось столь много, что выделенные под проект бюджетные средства закончились, а он сам был свернут.
Но в конце лета 2017 года государство решилось на продление программы. 11 августа 2017 вышло правительственное постановление № 961 о дальнейших мерах поддержки ипотечников, попавших в тяжелую финансовую ситуацию. В ранее действующую программу были внесены некоторые изменения. Из ее содержания стало понятно, что государство полностью сориентировалось на поддержке незадачливых валютных должников .
Новая программа имеет ряд особенностей:
При погашении части долга через программу помощи, банк обязан провести реструктуризацию кредита на определенных условиях:
От имени государства помощь ипотечным заемщикам оказывает АИЖК. Так кратко именуется «Агентство Ипотечного Жилищного Кредитования», через которое банки получают денежные средства в суммах недополученного с клиента дохода. То есть, призывая кредиторов пойти навстречу должникам, государство из казны покрывает их издержки, возникшие от смягчения условий ипотечного договора (в установленных пределах). На эти цели на счет Агентства перечислено 2 млрд. рублей.
Обращаем внимание: предельно возможная сумма возмещения может быть увеличена, но не больше ее двукратной величины. Решение об этом принимает специальная межведомственная комиссия – по заявлению должника.
В настоящее время на официальном сайте АИЖК размещена информация, что реструктуризация ипотечного долга возможна в 2-х видах:
Власть диктует жесткие условия для тех, кто собирается в ней участвовать. Августовское правительственное постановление значительно сократило перечень граждан, которым государство готово покрыть часть долга. Например, раньше в него входили работники оборонных предприятий, муниципальные служащие, ученые. В новом списке их нет.
В 2019 году программа помощи распространяется только на следующие категории заемщиков:
Этот список является закрытым, то есть исчерпывающим. Однако строгие требования предъявляются не только к должникам, но и к недвижимости, которая приобретается на заимствованные у банка деньги.
Программа помощи действует в отношении определенных жилых объектов.
Они должны:
Интересно, что в ранее действующей программе важное внимание уделялось стоимости квадратного метра покупаемой в ипотеку жилплощади. Она не должна была более чем на 60% превышать среднерыночную по региону. А предельный метраж устанавливался не по количеству комнат, а по числу членов семьи залогодателя, проживающих в ипотечной квартире. Однако обновленная программа помощи от АИЖК данных ограничений не содержит.
Чтобы участвовать в программе, заемщики должны не только входить в вышеназванный перечень «льготных» категорий, но и соответствовать очень важным дополнительным критериям:
В него войдут:
И даже столь длинный список, скорее всего, будет неполным, так как разные банки-участники программы субсидирования ипотеки от государства устанавливают свой список требуемой документации. Обычно он выкладывается на электронных порталах кредитных организаций.
Обращаем внимание: выписка из ЕГРН о праве собственности заемщика (-ков) на предмет залога, то есть на приобретенную в кредит недвижимость, банки более не требуют от заявителей. Ранее их приходилось брать, но теперь АИЖК само запрашивает данный документ в Росреестре.
Итак, заемщику, испытывающему сложности при погашении кредита, необходимо обратиться в банк-кредитор, и узнать, участвует ли кредитор в данной государственной программе.
При положительном ответе должнику предстоит совершить ряд действий, чтобы получить помощь АИЖК:
В новой программе помощи ипотечным должникам участвуют около 100 российских банков. Их полный перечень приведен на сайте АИЖК – вместе с телефонами, по которым заемщики могут уточнить интересующую их информацию. В нем можно заметить почти все финансовые учреждения, популярные в нашей стране.
Назовем лишь некоторые из них:
Рост проблемной задолженности по ипотечным кредитам, спровоцированные резким падением курса рубля в конце 2014 года проблемы на рынке валютной ипотеки и кризисные явления в экономике в целом привели к необходимости разработки Правительством РФ специальной программы помощи ипотечным заемщикам. Действующая в течение 2016-2017 годов федеральная программа утверждена в 2015 году и реализуется через АИЖК (ЕИРЖС).
Для возможности получить финансовую помощь заемщик должен удовлетворять всей совокупности условий:
Особые условия предъявляются к состоящему в залоге жилью:
Для возможности получения финансовой помощи не имеют значения размер задолженности (просрочки) по ипотеке и факты участия заемщика в предыдущих реструктуризациях.
Несмотря на то, что программа реализуется через ЕИРЖС, и он же обеспечивает финансирование, взаимодействие с заемщиком осуществляется исключительно через банк-кредитор .
Обращаться с заявлением о получении финансовой помощи необходимо в банк, где был оформлен кредит , либо к банку-правопреемнику, вступившему в соответствующие права кредитора. Последнее возможно, если, например, банк, где оформлялась ипотека, был лишен лицензии, и его права перешли к другому банку. Обязательным условием является участие банка-кредитора в программе. Здесь важно учесть, что из более чем полутысячи функционирующих кредитных учреждений участниками программы на данный момент являются только порядка 85 банков.
Программа относит к компетенции банков самостоятельное установление сроков и конкретного пакета документов для заемщиков, желающих воспользоваться господдержкой ипотеки. Исключением являются обязательные документы, требование о представлении которых установлено на государственном уровне. Их перечень может быть расширен, но не может быть сокращен.
Обязательный перечень документов служит для подтверждения права заемщика на участие в программе, соответствие ее условиям и получение финансовой помощи в определенном размере.
В общий пакет документов входят:
Конкретный перечень документов необходимо уточнять в банке-кредиторе и ориентироваться на согласованные условия реструктуризации. Первичную проверку документального пакета осуществляет банк, и он формально несет ответственность за его полноту.
Итоговые условия реструктуризации ипотечного кредита в рамках участия в программе господдержки определяются банком и заемщиком. Очень важно, что заемщику предоставляется право самостоятельно определить форму предоставления ему финансовой помощи - единовременное списание определенной суммы долга или уменьшение размера ежемесячного обязательного платежа по кредиту минимум наполовину и в течение периода до 18 месяцев. Кроме этих возможностей, для валютных кредитов предусматривается их перевод в рублевую ипотеку по более низкому курсу, чем официальный на дату оформления реструктуризации.
Предельно допустимый размер финансовой помощи - снижение долговых обязательств на 10% от остатка долга, но при этом выделенный размер помощи на одного заемщика не может превышать 600 тысяч рублей. Кроме того, программа предусматривает сокращение процентной ставки по валютной ипотеке минимум до 12% годовых на весь оставшийся период действия кредитного договора, а по рублевой ипотеке - до ставки, действующей на дату оформления реструктуризации. Пересмотр ставки в сторону увеличения допускается лишь при существенных нарушениях заемщиком условий договора.
Взимание с заемщика каких-либо плат за участие в программе финансовой помощи, в виде комиссий и иных банковских платежей не предусмотрено. Формально все осуществляется на безвозмездной основе.
Государственная поддержка - размер финансирования, который государство берет на себя и выплачивает банку за счет бюджетных средств. Участие заемщика в госпрограмме не ограничивает банк в возможности предусмотреть более лояльные и выгодные для заемщика условия. Таким образом, фактические условия реструктуризации вполне могут быть более выгодны, чем те, что предусмотрены программой. Не исключена и возможность дополнения банковской программы реструктуризации, предложенной заемщику, государственной поддержкой. В основном некоторые послабления для должника могут касаться списания начисленных штрафных санкций, снижения процентной ставки до более низких значений, чем установлено программой, установления кредитных каникул с отсрочкой выплаты основного долга, пересмотра графика платежей и т.п. То, что строго ограничено условиями программы, уменьшено или увеличено быть не может. Заемщик не может быть освобожден полностью от своих обязательств, а банк может ограничиться только тем, что предоставляется в рамках господдержки. Многие кредитные учреждения именно так и поступают.
Необходимо отметить, что финансовая помощь касается только платежей по кредиту и не распространяется на иные обязательства заемщика, например, связанные с внесением платежей по страховке.
Если у вас есть какие-либо вопросы по программе помощи ипотечным заемщикам АИЖК, то наш дежурный юрист онлайн готов оперативно на них ответить.